$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Молоко преткновения

13.03.2009

В ближайшее время Беларусь и Россия могут подписать соглашение об общих принципах субсидирования сельхозпроизводства. Сейчас стороны ведут активные переговоры. От их успешного результата зависит не только будущая поддержка села, пищевой перерабатывающей промышленности, но и финансовая помощь нашей стране со стороны РФ.

Стоит отметить, что спор относительно отличий в поддержке АПК имеет давнюю историю. По этой причине две страны уже неоднократно приближались к состоянию торговой войны. Так, еще в 2005 г. Министерством сельского хозяйства РФ был поставлен вопрос об использовании мер, включая таможенно-тарифное регулирование, по ограничению импорта из Беларуси сухого молока и сливочного масла. В 2008 г. наша молочная продукция не допущена к формированию государственных продовольственных резервов России. Пятилетний баланс по важнейшим статьям взаимных поставок на 2008-2012 гг. предусматривает поэтапное снижение экспорта белорусского молока в РФ с 2,8 млн. т в прошлом году до 2,5 млн. т в 2012 г.

В последнее время зачастили проверки Россельхознадзора, по результатам которых уже неоднократно выносились ограничения по экспорту мясомолочной продукции.

А в середине февраля этого года министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев сделал громкое заявление о том, что необходимо прекратить экономическую помощь Беларуси до тех пор, пока наша аграрная политика не будет синхронизирована с российской. По его словам, в РБ существует система прямых дотаций производителям молока, что не практикуется в РФ. В результате сельхозорганизации двух стран не могут конкурировать на равных. Таким образом, получил продолжение летний скандал, когда Беларусь обвинили в демпинге цен на сухое молоко.

Теперь унификация подходов в субсидировании села стала объектом обсуждения правительственных комиссий. В прошлом месяце состоялся 10-й раунд переговоров. Корреспонденту «ЭГ» стали известны позиция и аргументы белорусской стороны.

Итак, наши эксперты опровергают заявление россиян о прямом дотировании (выделении денежных средств) АПК. С 2008 г. такая практика прекращена. В настоящее время помощь оказывают посредством льготирования кредитов и удешевления сельхозтехники.

Белорусская сторона признает, удельные расходы нашего бюджета на поддержку села в 4 раза выше, чем в России (200 USD/га против 50 USD/га). При этом в пересчете на единицу продукции отрыв не столь велик (2: 1), что объясняется более высокой производительностью отечественного АПК. В то же время следует всесторонне подходить к отличиям в глубине финансирования и учитывать, что в РФ помощь сельскому хозяйству осуществляется не только из средств федерального, но и региональных бюджетов. К примеру, в Тюменской области надбавки к ценам за тонну молока высшего сорта достигают 100 USD, в то время как в Беларуси в 2007 г. их размер составил 32,4 USD, а с 2008 г. они и вовсе отменены.

Кроме того, нынешнее субсидирование белорусского села позволяет сгладить различия в экономических условиях производства, обусловленных ценовой политикой на энергетическом рынке Союзного государства. Голубое топливо белорусским сельхозпроизводителям обходится в 3,5 раза дороже, электроэнергия — на треть, бензин — наполовину.

Выше у нас и затраты на производство продукции в сравнении с основными сельхозрегионами России, которая обладает порядка 40% мировых запасов черноземов. В Беларуси же треть всех сельхозугодий — осушенные земли, которые требуют дополнительных расходов на обслуживание мелиоративных систем. Кроме того, для поддержания плодородия почвы необходимо постоянно вносить удобрения.

Еще один аргумент-оправдание повышенных субсидий в Беларуси — опыт Евросоюза. Например, в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями сельское хозяйство Греции финансируется гораздо больше, чем в среднем по ЕС. Кроме того, крестьяне новых стран — членов союза получают прямые дотации в размере лишь четверти суммы, которая выделяется в остальной Европе, и в полном объеме поддержка «новичков» будет возможна только с 2013 г.

К слову, вес белорусского продовольствия на российском рынке не столь велик, чтобы всерьез определять его динамику. Например, в 2007 г. в потребленных россиянами мясных продуктах доля белорусских составила 1,5%, молочных — 7%, яйцах — 1,2%, кондитерских изделиях и сахаре — 3,2%. По другим группам товаров показатель колебался в пределах 0,1-0,3%.

В то же время российские продукты питания на нашем столе заняли более весомую долю: масло растительное — 51,5%, рыба и рыбопродукты — 46,7%, хлебные изделия — 33,6%, пиво — 22%, сахар и кондитерские изделия — 8,6%. В целом же российские производители контролируют около 15% белорусского рынка. С 2000 г. ввоз из России рыбопродуктов и растительного масла увеличился почти в 2 раза, продуктов переработки плодов и овощей — в 5, алкогольных и безалкогольных напитков — в 20 раз. «Кто в таком случае должен бить в набат и взывать к санкциям?» — задаются вопросом белорусские эксперты.

Надуманным называют и утверждение о поставках в Россию продукции по демпинговым ценам. За последние 3 года по основным товарным позициям (мясным и молочным продуктам) экспортные цены выросли вдвое. При этом контракты на поставку молока с понижением стоимости, из-за которых в прошлом году разгорелся спор, заключались в результате биржевых торгов, а цена формировалась исходя из конъюнктуры рынка соседей.

Цены же на российское импортное продовольствие в исследуемом периоде не очень спешили вверх, а по плодам, кондитерским изделиям, продуктам переработки зерна, овощей и плодов произошло значительное снижение — на 30-50%. Особенно это относится к алкогольным напиткам. Поэтому скорее можно предположить обратное — ввоз дешевых российских товаров наносит экономический ущерб нашей перерабатывающей промышленности.

Прислушаются ли к таким доводам российские эксперты — станет ясно в конце марта, когда пройдет очередной раунд переговоров. Возможно, тогда решится судьба и проекта соглашения по субсидиям, которое страны изначально планировали подписать еще до октября 2007 г.

Александр ГЕРАСИМЕНКО