$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

Молочный стандарт©

11.12.2015

В Беларуси с 31 декабря т.г. вся молочная продукция должна изготавливаться в соответствии с требованиями  технических регламентов ЕАЭС. Их несоблюдение несет угрозу запрета на реализацию данной продукции, в первую очередь, за пределами страны, предупредили отечественных производителей на республиканском семинаре «Актуальные проблемы технического регулирования и управления качеством в молочной отрасли».

 

Согласно Решению Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 297 для техрегламента «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) 31 декабря завершится переходный период по адаптации субъектов хозяйствования стран – членов ЕАЭС. В 2016 г. ранее выданные в соответствии с национальным законодательством декларации, сертификаты, свидетельства о госрегистрации продукции утратят силу. Вся молочная продукция должна будет соответствовать ТР ТС 033/2013 и другим техрегламентам ЕАЭС по безопасности, производству, переработке, хранению, перевозке, реализации, утилизации, маркировке и упаковке. Эта тема волнует практически все отечественные предприятия молочной отрасли, особенно тех, кто попал под «прессинг» Россельхознадзора.

Как следует из пояснений данного ведомства, введенные им с 7 декабря ограничения в отношении ввозимой в Россию продукции «Милкавиты», «Рогачевского МКК», филиала Лидского МКК «Сморгонских молочных продуктов», «Молочной компании «Новогрудские дары» и «Слуцкого сыродельного комбината» осуществлены из-за несоблюдения ими законодательства ЕАЭС. Это было установлено в ходе инспекции на указанные предприятия, проведенной в октябре т.г. Помимо отсутствия плана госмониторинга молочной продукции, российские ветеринарные инспекторы отметили нерепрезентативность выборки при отборе проб. К примеру, в среднем объемы поставок в РФ продукции каждого из проверенных белорусских предприятий с начала 2015 г. составили 40–50 тыс. т, при этом в рамках госконтроля отбирались лишь 1–2 пробы, которые в ряде случаев исследовались не на все показатели безопасности, предусмотренные нормами ЕАЭС. Кроме того, в ряде представленных протоколов лабораторных исследований молочной продукции, проведенных в белорусских госучреждениях, отсутствует информация о том, что эти исследования были проведены в соответствии с требованиями законодательства ЕАЭС.

С введением ТР ТС 033/2013 появится еще больше возможностей ограничения допуска на рынок РФ белорусских поставщиков. Ведь данный техрегламент разработан российской стороной, а Беларуси и Казахстану удалось поучаствовать лишь в некоторых его корректировках. Неудивительно, что документ отражает, прежде всего, интересы российских производителей.

Соблюдение требований законодательства ЕАЭС обеспечивается путем использования межгосударственных и национальных стандартов на молочную продукцию и методы ее контроля. В Беларуси для выполнения требований ТР ТС 033/2013 и других техрегламентов в 2014–2015 гг. Институтом мясо-молочной промышленности были разработаны проекты 21 государственного стандарта на сырье и молочные продукты, сообщила заведующая сектором стандартизации и нормирования молочной отрасли Елена Войтехович.

Большинство из них представляет актуализированные действующие ГОСТы: проведен пересмотр органолептических, физико-химических и микробиологических показателей, показателей безопасности, методов контроля, правил приемки, требований к применяемому сырью, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению. К примеру, новая редакция СТБ 1746-2007 «Молоко питьевое. Общие технические условия» дополнена понятием «ультрапастеризованный продукт», для которого введены соответствующие характеристики. Пересмотрены ГОСТы на сметану, кефир, масло, сыры и другие молочные продукты. Впервые разработан проект СТБ, регламентирующего характеристики и техусловия по изготовлению творожных паст для детей. Все сырьевые стандарты дополнены разделом по маркировке продукта.

Как рассказала заместитель директора московского ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности» Ольга Федотова, молочная продукция должна быть расфасована в упаковку, соответствующую требованиям ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», прошедшую процедуры оценки (подтверждения) соответствия. При выборе материала и способов упаковки следует исходить из специфических свойств молочного продукта, требуемых сроков его годности.

Из многолетней практики экспорта в Россию отечественным поставщикам необходимо извлекать уроки, полагает ведущий технолог отдела госветконтроля за ветеринарно-санитарным качеством продукции ГУ «Белорусский государственный ветеринарный центр» Ольга Бабуль. В частности, нужно формировать эффективные службы технического регулирования, укомплектованные грамотными специалистами. Однако пока большинство наших производителей не готово бороться на равных с претензиями Россельхознадзора – как надуманными, так и обоснованными. Между тем сегодня 43,4% претензий российских ветинспекторов к белорусской молочной продукции, направленных Минсельхозпроду, касались наличия в ней остатков метронидазола, 34,8% – несоответствия по микробиологическим показателям, 10,6% – жирнокислотного состава, 7,6% – наличия антибиотиков, 4,5% – дрожжей и плесени, 1,5% – механических примесей. По подобным случаям проводились служебные расследования. И хотя претензии Россельхознадзора в основном не подтверждались, оснований для полного доверия к качеству и безопасности нашей молочной продукции нет. Производителям и ветслужбам придется приложить немало усилий по совершенствованию всех звеньев на пути белорусского молока от предприятия до потребителя, в т.ч. российского, чтобы оно соответствовало требованиям ТР ТС 033/2013.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Тем временем

Совет Министров постановлением от 4.12.2015 № 1021 назначил Александра Субботина заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси – директором Департамента ветеринарного и продовольственного надзора.

Предыдущий директор департамента Василий Пивовар был уволен постановлением Совмина от 4.12.2015 № 1015 за совершение поступка, несовместимого с нахождением на государственной службе.