Молочный омут: рекомендации для выплывания
Минсельхозпрод Беларуси со 2 марта повысил рекомендуемые цены на экспортируемую сельскохозяйственную продукцию, в т.ч. молочную.
Так, сливочное масло жирностью 72,5% отечественным экспортерам предложено поставлять на внешний рынок не дешевле 205 RUB/кг, 82,5% – 235 RUB (на 2,5 и 2,2% больше, чем ранее, соответственно). На 3%, до 170 RUB/кг, повышаются экспортные цены на СОМ, сухие молочные продукты, молочно-сывороточные концентраты жирностью 1,5% и ниже, на СЦМ жирностью 25% и сухие молочные продукты жирностью 1,5% и выше – на 5 RUB за 1 кг.
Эти рекомендации касаются, в первую очередь, российского рынка, на который в прошлом году было поставлено около 95% молочных продуктов. Например, доля поставок сливочного масла в РФ составляет 97,7% (почти 85,7 тыс. т), молочных паст – 98,3% (17,5 тыс. т), молока и сливок несгущеных – 98,5% (320 тыс. т), сыров – 98,7% (49 тыс. т).
Это позволило Беларуси стать безоговорочным лидером среди поставщиков молочной продукции на российский рынок. По оценке Национального союза производителей молока РФ (Союзмолоко), наши экспортеры заняли здесь в 2015 г. 83% рынка против 52% годом ранее. В значительной мере этому помогло введение Россией в августе 2014 г. продовольственных санкций, затронувших наших основных конкурентов. Правда, на российский рынок пришли и другие страны, но их доля пока достаточно скромна. Например, по 3% занимают Уругвай (преимущественно – сливочное масло) и Аргентина (сливочное масло, сыры, СОМ, сухая молочная сыворотка), 2% – Новая Зеландия (сливочное масло), 1% – Казахстан (молоко и сливки сгущенные или с добавлением сахара) и некоторые другие государства.
В целом объем импорта молочных продуктов в 2015 г. в Россию Союзмолоко оценивает в 6,9–7,1 млн. т, что на 15–18% меньше, чем год назад. В основном ввозятся сыры и творог (около 38% поставок в стоимостном выражении), сгущенные молоко и сливки (22%), в т.ч. сухое молоко, сливочное масло (около 16%), цельномолочная продукция (9%) и сырные (сыроподобные) продукты (7%). При этом удельный вес молокоемких продуктов (сыров и сливочного масла) в общем объеме импорта сокращается, что вызвано ростом собственного производства и снижением платежеспособности населения.
В то же время наблюдается рост доли потребления сырных продуктов, сухого молока, цельномолочной и кисломолочной продукции. По оценке экспертов, россияне из-за сокращения доходов за последний год переориентировались на более дешевые продукты. Это ощутили и белорусские производители – как по уровню спроса и цен, так и по своим финансовым результатам.
Между тем ключевым показателем эффективности работы белорусского АПК в 2016 г. должен стать рост экспорта и повышение рентабельности продаж до 10%, заявил недавно премьер-министр Андрей Кобяков. Вероятно, этому должно поспособствовать повышение Минсельхозпродом рекомендуемых экспортных цен – если, конечно, они устроят российских покупателей.