$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Молочные реки: лед тронулся

04.09.2009

На внешних рынках отмечено оживление спроса и рост цен на молоко и молочные продукты. Кроме того, ожидается, что в ближайшее время будет достигнута договоренность о возобновлении активных экспортных поставок сухого молока на российский рынок. Все это в совокупности должно снять проблему сбыта отечественных продуктов.

На оживление зарубежных покупателей и, как следствие, двукратное сокращение за август складских запасов сухого молока указал на днях министр сельского хозяйства и продовольствия Семен Шапиро. Кроме того, по его словам, Россия попросила нашу республику поставить в IV квартале 15 тыс. т этого продукта. Что как нельзя кстати. Напомним, в ходе июньской молочной войны между нашими странами Россия в очередной раз обвинила нас в демпинге цен, в результате чего российские производители сухого молока в январе-апреле 2009 г. вынуждены были сократить производство почти вдвое. Тогда результатом переговоров на уровне глав отраслевых министерств стало принятие белорусским Минсельхозпродом обязательства прекратить на несколько месяцев экспорт сухого молока в РФ. Увы, теперь о мае, когда на экспорт было поставлено 12,2 тыс. т (примерно трехмесячный объем производства отрасли), многие вспоминают лишь со сладкой ностальгией.

Закрытие российского рынка привело к закономерным результатам — по данным Белстата, в июле объем экспорта сухого молока по отношению к маю упал вдвое, до 6 тыс. т. А вот складские запасы за первых два месяца лета увеличились в 1,6 раза, составив на 1.08.2009 г. 5,9 тыс. т. Впрочем, могло бы быть и хуже, если бы не массированное освоение нашими переработчиками новых рынков сбыта. В июле Беларусь отгружала сухое молоко уже в 24 страны, при том что месяцем ранее — в 15.

Правда, поставки в ряд регионов мира вряд ли имели серьезный экономический эффект и, скорее, напоминали «изучение» рынка. К примеру, в Молдову, Алжир, Албанию в июле было отгружено лишь по 20 т сухого молока. Еще в 8 стран продажи составили от 100 до 270 т. И только 3 государства — Украина, Казахстан и Венесуэла закупили у нас более 1 тыс. т продукта каждое.

В августе общую картину несколько улучшила конъюнктура цен и растущий спрос на внешних рынках, на что в ходе нашего опроса указали руководители Лидского, Брестского и Калинковичского молочных комбинатов. Директор последнего Наталья Прохорова сообщила, что на законтрактованные неделю назад Сингапуром 300 т сухого молока цена уже успела подрасти дважды. Правда, она пока не достигла уровня, позволяющего продавать с прибылью. Сейчас рентабельность реализованной продукции составляет порядка минус 7%. При этом руководитель комбината убеждена, что торговать в убыток все равно лучше, чем наращивать складские запасы. По ее словам, отрасль в этом убедилась на примере прошлого года, когда все ждали роста цен, придерживая товар, и, не дождавшись, подошли к зиме с большими остатками. Что касается предстоящих нескольких месяцев, Н.Прохорова прогнозирует дальнейшую стабилизацию рынка: летнее «большое молоко» прошло и теперь начинается сезонный рост спроса.

А вот по мнению директора ЗАО «Мясомолочная компания» Леонида Смажевского, являющегося крупным белорусским трейдером, рост в большей степени затронул не дальнее зарубежье, а традиционную для нас Россию. Это стало следствием естественного самовыздоровления рынка после того, как отечественные производители, работая на его узких сегментах и руководствуясь ошибочной маркетинговой стратегией, способствовали снижению цен. Впрочем, сейчас потолок роста все равно остается достаточно низким. К примеру, крупнейший мировой производитель Новая Зеландия предлагает коровье масло жирностью 82% по цене 1,8 USD/кг на условиях ФОБ. Наших производителей выручает лишь то, что транспортные расходы, а также ввозные пошлины, которые сейчас в РФ составляют 15% таможенной стоимости, но не менее 0,35 EUR/ кг, приводят к существенному удорожанию продукции конкурента. Пока белорусское масло, беспошлинно реализуемое на российском рыке по цене около 3 USD/кг, сохраняет конкурентоспособность. В июле по сравнению с июнем отгрузки этого продукта в РФ увеличились в полтора раза, до 9,43 тыс. т.

Но, как полагают трейдеры, если мы перейдем черту 3,3 USD/кг, бороться с иностранцами будет проблематично.

Достаточно сложно конкурировать в сегменте твердых сыров. В условиях кризиса крупнейшие мировые поставщики держат цены низкими. Вместе с тем, по мнению Л.Смажевского, у нас есть резерв для роста. В 2008 г. Россия импортировала 220 тыс. т сыра, из них белорусского — 70 тыс. т. К тому же достигнутые в начале лета договоренности между двумя странами предусматривают увеличение поставок белорусского сыра и творога в 2009 г. до 132 тыс. т в рамках союзного баланса. Да и продукт этот, в отличие от сухого молока и масла, остается прибыльным.

Что касается дальнего зарубежья, то там, по оценке Л.Смажевского, торговые площадки в целом сохраняют равновесие цен. К примеру, изменение стоимости сухого молока в пределах 100 USD/т наблюдались на протяжении всего лета и являлось традиционными рыночными колебаниями. Соответственно, пока не приходится говорить о существенном росте прибыльности нашего экспорта в дальнее зарубежье. Вместе с тем перспективы объемного роста поставок весьма привлекательны. Технологии, применяемые на белорусских комбинатах, позволяют производить сухое молоко наиболее ходовых классов «стандарт» и «экстра». О высоком его качестве свидетельствовали и лабораторные исследования в ряде стран (Венесуэле, Египте, Иране, ОАЭ), где нашему продукту был присвоен класс «премиум».

Однако существенный сдерживающий фактор — то, что наше молоко все еще мало известно в мире. Кроме того, белорусские стандарты пока не гармонизированы с европейскими и американскими, у которых более жесткие требования к микробиологическим и кислотным показателям. То есть, при фактическом соответствии требованиям внешних покупателей, формально наша продукция сталкивается с техническими барьерами.

Данное обстоятельство, а также географическая удаленность основных торговых площадок (за исключением ЕС), сохраняет наш высокий интерес к третьему по емкости в мире российскому рыку. Очевидно, что экономическая устойчивость белорусской молочной индустрии и в дальнейшем будет зависеть от его конъюнктуры, величины таможенных пошлин и умения договариваться на уровне правительств. Ведь даже в этом году, омраченном молочной войной, за 6 месяцев мы смогли увеличить поставки молока и молочных продуктов в РФ к аналогичному периоду 2008 г. на 14,5% до 217 тыс. т. Чего же можно ожидать, если партнерский диалог пойдет более гладко?

Маргарита ГЕРАСИМЕНКО, управляющий партнер портала produkty.by


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях