$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Молочная дипломатия

28.07.2009

Беларусь не заинтересована в «молочных войнах» с Россией и намерена снять напряжение на восточном направлении. Для преодоления разногласий Минсельхозпрод нашей страны взял курс на активизацию диалога с российскими ведомствами, курирующими аграрный рынок. Об этом шла речь на состоявшейся в минувшую пятницу пресс-конференции руководства отечественного АПК.

«У нас замечательные отношения с Онищенко, — сообщил журналистам министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Семен Шапиро. - Я иногда ему по три раза в день звоню, и он мне в день по три раза. Мы сообща решаем вопросы, и я вижу, что все идет в одном русле».

В отличие от белорусского министра, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко умалчивает о «братских» отношениях. На днях он в очередной раз прошелся по качеству белорусской продукции: «Представляемые нам образцы для получения санэпидзаключений в очень большом удельном весе содержат грубые, опасные для здоровья нарушения». Как считают эксперты, в столь жестких тонах он озвучивал публично позицию многих заинтересованных структур и должностных лиц соседней страны, с которой мы находимся в тесных «молочных» отношениях.

Истинный смысл этой позиции, конечно же, не является секретом и для белорусского аграрного ведомства. Молочная отрасль России достигла сегодня уровня, при котором часть года способна продержаться без внешних поставок, обеспечивая население собственной продукцией. Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник известила об этом достижении белорусского коллегу.

Для нашей страны оно, если честно, вряд ли может быть приятным. Ведь согласно договоренностям в рамках Союзного государства Беларусь имеет право поставлять на российский рынок 2,8 млн. т молочной продукции. Поскольку в прежние времена восточная соседка круглый год испытывала ее дефицит, то российские аграрии терпели конкурента. Теперь же они требуют от руководства страны защитить местный рынок. Поддержав курс на протекционистскую политику, Е.Скрынник фактически поставила ультиматум нашей стране — прекратить на ближайшие полгода поставки сырого и сухого молока.

В этой ситуации наш Минсельхозпрод, осознавая новые реалии, пообещал Москве учесть их во внешнеэкономической деятельности. «Если Россия по молоку в летний период себя обеспечила, то зачем нам толкаться со своим и мешать российскому сельхозпроизводителю, — проинформировал С.Шапиро о внесенных коррективах. — В этом плане мы с министром России друг друга поняли».

Агрессивные требования главного санитарного врача РФ по качеству белорусской продукции и механизму получения сертификатов соответствия российским стандартам понять, точнее, принять, было труднее, однако и здесь наше аграрное ведомство взяло на вооружение дипломатию. «Непросто и ему 800-900 образцов проверить в течение месяца, — полагает С.Шапиро. — Нормальный процесс идет, и в целом Г.Онищенко способствует, чтобы мы эти задачи решили».

Вместе с тем, признал министр, действительно, ряд предприятий продемонстрировали несоответствие санитарно-эпидемиологическим нормам России и подавали заявки, в которых образцы продукции содержали вещества на пределе допустимых норм. Он подчеркнул, что Минсельхозпрод будет «наводить порядок с директорским корпусом таких предприятий», и не только в связи с экспортом в РФ, но и с целью повышения эффективности экономических показателей и позиции на рынке.

Сейчас проводятся санитарно-гигиенические исследования нашей молочной продукции на соответствие российскому техрегламенту. Главсанврач РФ уже успел публично выразить сомнение, что Беларуси удастся до 1 августа, как договаривались, получить разрешительные документы на всю линейку молочного экспорта. Нет такой уверенности и у нашей стороны. За неделю до окончания согласованного срока разрешения были получены чуть более на 500 наименований. Как сообщил С.Шапиро, ежедневно допуск на российский рынок получают 40-50 видов продукции.

Отечественные предприятия в большинстве случаев в силу объективных причин не имеют возможности выполнить требования Роспотребнадзора. «Если молочное предприятие производит 300 видов продукции и хочет продавать в Россию из них 30 или 40, то ему надо было в течение недели-двух сделать этот вид продукции, снять с него пробу и завезти на исследование», — пояснил министр. Не всегда технология изготовления конкретного вида позволяет это сделать оперативно, тогда, естественно, ряд наших производителей не укладываются в предложенный график. Впрочем, если Ростехнадзор и сократит перечень белорусской продукции, допущенной для реализации на российском рынке, наш Минсельхозпрод это, похоже, не сильно расстроит. Получение положительных заключений на почти половину образцов белорусской молочной продукции достаточно для ее активного экспорта в РФ. «Совсем недавно мы работали с 600 видами продукции, и их нам было достаточно для продажи в Россию. А по большому счету, может быть, хватит и 100 видов», — отметил С.Шапиро.

Политика отказа белорусов от конфронтации с российскими ведомствами продиктована, как нетрудно понять, экономическими соображениями. Наша страна стремится во что бы то ни стало сохранить уровень экспорта молочного продовольствия в РФ. Дело в том, что отечественная отрасль по объемам товарного производства существенно переросла потребности внутреннего рынка, которому достаточно чуть более 2,5 млн. т продукции. Более того, ее излишки остаются даже при экспорте 2,8 млн. т в РФ. «1 млн. т молока у нас уже в избытке. Мы каждый год прирастаем приблизительно на 300-500 тыс. т молока», — сообщил глава Минсельхозпрода.

По его словам, в этом году также наблюдается «неплохой прирост». Поэтому аграрии лихорадочно ищут новые рынки сбыта для растущих объемов. Если нынче необходимо найти потребителей для 1 млн. т молочной продукции, то в 2010 г. «это уже будет 1,5 млн.».

Как проинформировал С.Шапиро, сегодня Беларусь экспортирует ее в 40 государств. Понятно, что на новых рынках приходится нелегко. Необходимо не только временно вытеснить конкурентов, но и закрепиться. «Мы создали для этого мясомолочную компанию — акционерное общество», — сообщил министр. Ее учредили крупнейшие производители страны. Представительство компании уже появилось в Сирии, а молочные ручейки из Беларуси потекли также в ОАЭ, Египет…

Михал СТЕЛЬМАК