Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Страхование
31.05.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Молимся, чтобы страховка не подвела

Специалисты рейтингового агентства Fitch предупреждают о высоких рисках белорусских государственных страховых компаний. Их монопольное положение на рынке не защищает от опасностей, вызванных высокой зависимостью от государства и его экономической политики, сообщила директор аналитической группы Fitch по страховому сектору Анастасия Литвинова на конференции «Республика Беларусь в 2016 г.: обзор макроэкономической ситуации и банковского сектора».

В Беларуси, как и в других странах с относительно небольшими доходами населения, более развиты виды страхования, связанные с защитой имущества. Граждане могут себе позволить лишь сравнительно скромный уровень накопления, доля страхования жизни невысока. Это во многом определяет низкий удельный вес страхования в формировании ВВП (менее 0,8% в 2015 г.).

Хотя в последние годы сектор демонстрировал положительную динамику, в 2015 г. под влиянием макроэкономических тенденций произошел откат на уровень 3-летней давности, отмечают в Fitch. Специфика Беларуси в том, что здесь гораздо больше видов обязательного страхования, чем у наших партнеров по ЕАЭС. Если в России главным двигателем страхового рынка является автострахование и КАСКО, то в Казахстане страхование стимулируется потребностями защиты инвестиций в промышленность, добывающие отрасли. В Беларуси такие факторы не наблюдаются. Добровольные виды страхования развиваются медленно, а спрос на него сдерживается небольшим размером частного сектора. Корпоративное страхование частного бизнеса приносит меньший вклад в премии из-за структуры национальной экономики. Государственные страховые компании доминируют на рынке, а перестрахованием монопольно занимается только одна госкомпания.

В общем страховании наибольший удельный вес занимает автострахование – 39%, от несчастных случаев и медицинское – 31%, имущества и ответственности – 25%, финансовых рисков – 5%. Тарифная конкуренция между белорусскими страховыми компаниями существенно менее выражена, чем в соседних странах. Уровень аквизиционных расходов относительно низкий. Инвестиционных возможностей тоже меньше, что связано с законодательными ограничениями для страховых портфелей.

Специалисты Fitch отмечают высокую подверженность страхового сектора РБ рискам, связанным с девальвацией национальной валюты, ее влиянием на управление андеррайтинговым результатом (разница между операционными доходами (страховые премии) и операционными расходами (страховые выплаты с учетом изменения страховых резервов). На состоянии страхового сектора сказывается высокая степень долларизации в тарифах и стоимости перестрахования, которое приобретается за рубежом для страхования промышленных рисков. По оценке экспертов Fitch, именно девальвация стала основным фактором формирования прибыли по итогам 2015 г.

Спецификой белорусского страхового сектора агентство считает принятие финансовых рисков, связанных с кредитованием и угрозой дефолта эмитентов облигаций. «Во многих случаях заемщиками и эмитентами являются госпредприятия, – отметила А.Литвинова. – Но по своей емкости страховой сектор не способен абсорбировать кредитные риски в таких объемах, особенно в случае обострения проблем страны и госпредприятий». Поэтому Fitch считает вовлечение страхового сектора в систему поручительства государства рискованной. Такой подход не используется ни в развитых странах, ни в России и Казахстане.

Еще одна особенность: высокая концентрация на рынке. Большая часть объемов по основным показателям приходится на 3 компании, которые рейтингует Fitch: Белгосстрах, Белэксимгарант, Белорусское национальное перестраховочное общество (БНПО). Их рейтинг определяется уровнем рейтинга суверена. С 2007 г. этим компаниям не требовалась экстренная поддержка капиталом со стороны акционера-государства. Между тем все они получили избыточное наполнение капиталом с точки зрения объема портфеля, полагают в Fitch. Это может иметь негативные последствия, поскольку увеличивает зависимость от государства и, следовательно, суверенных рисков. Будучи монополистами, все 3 компании активно принимают финансовые риски, которые невозможно перестраховать за рубежом. В результате они аккумулируются внутри сектора.

Например, Белгосстрах занимает около 50% рынка. Его портфель состоит из двух частей: регулярный бизнес и обязательное страхование по государственным тарифам. Это лишает компанию возможности контролировать резервирование по данному виду. Андеррайтинговый результат по регулярному портфелю испытывает давление со стороны растущей убыточности. Резервный риск по страхованию от несчастных случаев на производстве сглаживается наличием госгарантий.

Белэксимгарант является государственным экспортным кредитным агентством и одновременно занимается общим страхованием. Особенность первого направления – зависимость андеррайтингового результата от управления валютным риском и суброгаций (перехода к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного). По мнению специалистов Fitch, внутренние финансовые риски, которые, по сути, являются больше банковской деятельностью, чем страховой, в теории представляют угрозу для стабильности результата по регулярному портфелю, а в худшем случае – для капитала компании.

В свою очередь, монопольная позиция БНПО гарантирует ей положительный андеррайтинговый результат благодаря возможности влиять на прямые тарифы в соответствии с законодательством. Компания пока не использовала ретроцессию (предачу рисков или их части зарубежным перестраховщикам), так что все риски аккумулируются на внутреннем рынке.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений