Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Приватизация
13.02.2004 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МОЛЧАНИЕ НЕ ВСЕГДА ЗОЛОТО

Особенно когда речь идет о "золотой акции"

Особенно когда речь идет о "золотой акции"

Подготовка проекта государственного решения, которое изменит действующий порядок применения особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами, близится к завершению. Разрабатывается этот документ, что вполне естественно, в тиши министерских кабинетов. Но что плохо -- как бы втайне от экономической общественности. По крайней мере, какой-либо официальной информации о содержании будущего решения нет. Между тем, по сообщению Интерфакса, полученному от "источника в органах госуправления", разработчик документа -- Минэкономики уже согласовал его с Минюстом. В настоящее время проект рассматривает Нацбанк Беларуси.

Согласно проекту нормативного акта "золотая акция" может вводиться в хозяйственных обществах, созданных в процессе разгосударствления и приватизации путем преобразования госпредприятий общесоюзной, республиканской или коммунальной собственности. Это также касается хозобществ, образованных на базе государственных унитарных предприятий, коллективных и арендных предприятий и их обособленных подразделений и зарегистрированных после преобразования юрлиц, созданных коллективами работников предприятий, в том числе в случае выкупа ими госимущества.

В проекте оговаривается, что "золотая акция" вводится, как правило, в случае невыплаты в полном объеме зарплаты работникам хозобщества в течение трех месяцев подряд, неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса в течение шести месяцев, а также для защиты прав и свобод граждан, обеспечения обороны и безопасности государства, соблюдения его экономических интересов.

Возможность введения "золотой акции" в хозобществах предусматривается независимо от наличия доли государства в их уставных фондах на дату принятия решения о ее введении.

В соответствии с проектом решение о введении "золотой акции" принимается по согласованию с правительством республиканскими органами госуправления, в том числе Управлением делами Президента Беларуси, в отношении хозобществ, акции (доли) которых принадлежат государству и находятся в их управлении. Местные органы госуправления могут ввести "золотую акцию", если акции либо доли хозобществ находятся в их управлении. При этом им предоставляется право введения "золотой акции" в хозобществах, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, даже если государству не принадлежат акции (доли) хозобщества. Предусматривается, что срок, на который вводится "золотая акция", устанавливается в решении о ее введении. По его истечении такое решение автоматически будет утрачивать силу.

Планируется, что решения госоргана в отношении хозобщества, в котором введена "золотая акция", в том числе по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления хозобщества, будут обязательны для выполнения. Такие решения госоргана будут оформляться в виде собственных решений органов управления хозобщества в бесспорном порядке, без права отклонения или отмены.

На руководителей органов госуправления, принявших решение о введении "золотой акции", возлагается персональная ответственность за обоснованность такого решения и эффективность реализации этого особого права государства, сказано в проекте.

Предусматривается также, что "золотая акция", введенная в АО до принятия данного решения, реализуется в соответствии с нормами этого документа.

Как сообщалось ранее, процесс согласования изменений в порядок применения "золотой акции" продолжается в Беларуси около двух лет.

При этом ранее Минэкономики предлагало либерализовать механизм "золотой акции", предусматривая ее введение лишь на ограниченном количестве акционированных предприятий, которые являются стратегически важными для экономической безопасности страны. Планировалось также, что использование "золотой акции" будет оговариваться на стадии акционирования и при условии отчуждения из собственности государства более 75% акций. По мнению специалистов Минэкономики, это позволило бы получить предсказуемый механизм введения "золотой акции", что позитивно сказалось бы на притоке иностранных инвестиций в Беларусь.

В середине января текущего года правительство предложило главе государства ввести двухлетний мораторий на использование "золотой акции", ожидая, как следствие, роста иностранных инвестиций в национальную экономику.

Тогда же, по сообщению пресс-службы главы государства, Президент высказался против отмены "золотой акции". "Неужели мы сегодня можем гарантировать, что на приватизированных предприятиях не последует негативных моментов в плане выплаты зарплаты и издевательства над рабочими? Неужели вы наивно думаете, что если мы завтра отменим право "золотой акции", то к нам потекут инвестиции рекой?" -- задал тогда вопрос глава государства, обращаясь к членам правительства. Он поручил доработать проект указа с тем, чтобы исключить возможные злоупотребления как со стороны представителей власти, так и недобросовестных руководителей субъектов хозяйствования, которые "сознательно доводят предприятия до плачевного состояния".

При этом А.Лукашенко заявил, что проект указа о "золотой акции" не будет затрагивать интересы частных предприятий. "Мы не замахиваемся на частную собственность, даем право частникам жить и работать в стране", -- подчеркнул А.Лукашенко.

Между тем эксперт в органах госуправления пояснил Интерфаксу, что данный проект предусматривает значительное расширение полномочий государства на введение "золотой акции" по сравнению с действующим законодательством. В частности, органы госуправления получат возможность ввести ее не только в акционерных обществах, как это предусмотрено действующим законодательством, но и в обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью.

По его мнению, в случае получения государством усиленного механизма влияния на деятельность хозяйственных обществ необходимо четко обозначить сферу его применения для предотвращения негативных последствий в рамках всего общества, особенно в отношении малого и среднего бизнеса, которые не входят в круг непосредственных государственных интересов.

Кроме того, в экономических ведомствах, как и ранее, считают необоснованным расширение видов субъектов хозяйствования, в отношении которых может быть введена "золотая акция", перечня оснований для введения этого права, а также существенное расширение полномочий представителей государства, отметил эксперт. По его мнению, в проекте в обязательном порядке должен быть указан предельный срок, на который "золотая акция" может вводиться.

Он пояснил, что самым первым и самым негативным последствием принятия документа в нынешнем виде станет ухудшение инвестиционного климата Беларуси в глазах иностранных инвесторов, которые опасаются непрогнозируемого вмешательства государства в их деятельность. Практически это поставит под угрозу срыва Программу социально-экономического развития Беларуси на 2001--2005 годы в части параметров роста инвестиций, поскольку ограниченность внутренних инвестиций требует опережающего прироста иностранных капвложений. Эксперт напомнил, что Программа предусматривает в 2004--2005 годах обеспечение прироста инвестиций на 39--47,5%, или в среднем за год на 18--21,5%. При этом для выполнения прогноза роста инвестиций в основной капитал в 2004г. на 18--20% объем иностранных инвестиций должен увеличиться более чем в 2 раза.

Собеседник также отметил, что Международным валютным фондом (МВФ) неоднократно высказывалось мнение о необходимости отмены института "золотой акции" в Беларуси. С точки зрения МВФ, именно возможность введения госорганами "золотой акции" является основной причиной, по которой в Беларуси фиксируется один из самых низких среди стран СНГ уровень прямых иностранных инвестиций на душу населения.

Поэтому усиление института "золотой акции" будет однозначно негативно воспринято потенциальными инвесторами в экономику Беларуси, которые рассчитывали на либерализацию этого механизма, подчеркнул он.

Между тем принятая еще в начале 2003г. на основе согласования с иностранными инвесторами программа действий правительства по улучшению инвестиционного климата страны предусматривала совершенствование института "золотой акции" для реализации инвестиционных проектов в стабильных условиях действия "золотой акции" в акционерных обществах, отметил эксперт.

В настоящее время в соответствии с указом Президента (N 591 от 14.11.1997г.) "золотая акция" может вводиться в акционерных обществах, имеющих долю республиканской собственности, республиканскими органами государственного управления и объединениями, подчиненными правительству Беларуси, по согласованию с Совмином. В АО, имеющих долю коммунальной собственности, такое право вводится местными исполнительными комитетами в порядке, определяемом соответствующими местными Советами депутатов, на устанавливаемый ими же срок.

Представители государства в органах управления акционерных обществ, наделенные особым правом ("золотой акцией"), имеют право вето при принятии указанными органами решений по следующим вопросам: реорганизация акционерного общества, ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, изменение уставного фонда и использование чистой прибыли общества, совершение (согласование) сделок, входящих в компетенцию органов управления общества.

В Беларуси "золотая акция" введена в 24 из более чем 1,5 тыс. акционерных обществ.

*   *   *

Белорусский депутат оценивает проект отрицательно

Возможное расширение особого права государства ("золотой акции") на участие в управлении предприятиями существенно отразится на инвестиционной привлекательности белорусской экономики, считает депутат Палаты представителей Геннадий Дылевский.

"Инвесторы всегда косо смотрят на то, как правительство пытается в очередной раз упорядочить отношения между государством и субъектом хозяйствования или усилить налоговое бремя", -- заявил парламентарий Интерфаксу. Г.Дылевский предположил, что с экономической точки зрения данный проект "ничего не дает и, возможно, он преследует цель укрепления дисциплины среди руководителей в процессе осуществления хозяйственной деятельности". В этой связи он полагает, что "использование административных рычагов возможно лишь до поры до времени".

Комментируя решение белорусской стороны об отказе проведения дальнейших переговоров с МВФ о выделении Беларуси кредита stаnd-bу, парламентарий предположил, что оно принималось правительством исходя из сегодняшней "экономической стратегии государства". "Значит, правительство считает белорусскую экономику самодостаточной, которая не нуждается в кредитных ресурсах на предоставляемых МВФ условиях", -- добавил Г.Дылевский.

Он не согласен с выводами миссии МВФ, представители которой считают невозможным достижение в нынешнем году в Беларуси 10-процентного прироста ВВП. "Цыплят по осени считают", -- заявил депутат, отметив, что "у нас есть реальные шансы и хороший задел, чтобы обеспечить экономический рост".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by