Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Резонанс
30.07.2004 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Могилевхимволокно и Славнефть расходятся

Беларусь намерена самостоятельно развивать свою нефтехимию - такой вывод распространили российские СМИ, отреагировав на принятую правительством программу технического развития ОАО "Могилевхимволокно" до 2007г.
Беларусь намерена самостоятельно развивать свою нефтехимию - такой вывод распространили российские СМИ, отреагировав на принятую правительством программу технического развития ОАО "Могилевхимволокно" до 2007г.

Программа рассчитана на привлечение 111,6 млн. евро инвестиций из трех источников: собственные средства  предприятия, ресурсы концерна "Белнефтехим", иностранные кредиты под гарантии правительства. Привлечение капитала российских компаний документ не предусматривает. Напомним, что определенные надежды на участие в акционерном обществе "Могилевхимволокно" питала компания "Славнефть" - совладелица Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Правительство  прорабатывало возможность продажи контрольного пакета акций могилевского предприятия этой компании. Динамика была положительной: после встречи с руководителем Славнефти в июне глава нашего государства обещал, что "шаг за шагом мы придем к принятию тех радикальных решений, которых бы Славнефть хотела". А в отношении перспектив сотрудничества со всеми российскими компаниями обнадежил: "мы вас обмануть не имеем права и не сможем: Нам это невыгодно, потому что мы зависимы от поставок нефти российскими компаниями".

И вот, спустя всего полтора месяца утвержден документ, в котором нет места участию российского капитала. То, что в общении сторон произошел кульбит, подтвердил комментарий пресс-секретаря концерна "Белнефтехим" Виктора Азарова российской "Независимой газете": "Раз наше правительство приняло такую программу, значит, Суханов предложил условия, которые не устроили руководство страны. Позиция Минска известна, ее неоднократно озвучивал Президент". Что приходит на память? Прямой запрет на продажу контрольных пакетов зарубежным инвесторам; установка - остальное продавать дорого. При этом инвестор получает право вкладываться в проекты, но не может серьезно влиять на управление предприятием. Как следствие - за последние несколько лет инвестконкурсы по продаже госсобственности не имели судьбоносных результатов для лидеров белорусской промышленности.

Оправданием суперосторожного отношения к приватизации белорусской "нефтянки" недавно стал запущенный стараниями СМИ тезис о том, что продажа контрольных пакетов крупнейших предприятий переработки и нефтехимии россиянам угрожает вытеснением белорусских нефтетрейдеров с внутреннего рынка. Насколько это справедливо? За комментарием мы обратились к аналитику по инвестициям ИК "ЮНИТЕР" Максиму КОХОВУ. Вот его мнение:

- Для начала давайте разделим заводы "нефтянки" на 2 группы: на те, что занимаются прямой переработкой нефти и экспортом  нефте-продуктов в Европу (Нафтан и МНПЗ) и  на предприятия химического комплекса (Могилевхимволокно, Химволокно (Светлогорск), Белшина, другие). Первые зависят от поставок российской нефти, но в этом случае зависимость - обоюдная, т.к. здесь большую роль играет расположение заводов, их "привязка" к транспортной инфраструктуре. Российским нефтяным компаниям выгодно перерабатывать нефть на белорусских заводах именно в силу этого фактора. Строительство собственного завода и создание транспортной инфраструктуры обойдется им в 2 млрд. USD. Поэтому положение Нафтана и Мозырского завода является достаточно устойчивым и необходимости немедленной 100-процентной продажи данных предприятий пока не существует. Но со временем этот вопрос рано или поздно приобретет большую актуальность. Например, рост цен на нефть и ценовая политика российских НК на белорусском рынке снижают доходность отечественных предприятий от переработки нефти и продажи нефтепродуктов на экспорт. Учитывая это, можно вести речь о продаже неконтрольных пакетов акций (20-40%) этих предприятий стратегическим инвесторам (российским нефтяным компаниям) с целью заручиться гарантированными поставками углеводородного сырья на переработку.

В химическом комплексе ситуация другая. Предприятия здесь зависят как от российского сырья, так и от рынков сбыта своей продукции. И в этом случае транспортная инфраструктура не имеет такого большого значения. Поэтому белорусские химические предприятия более зависимы от поставщиков. В России сейчас планируется и ведется строительство нескольких химических заводов, которые станут сильными конкурентами нашим отечественным производствам. На эти современные предприятия россияне переориентируют свои сырьевые потоки. Поэтому белорусской стороне целесообразно уже сейчас вести переговоры о продаже контрольных пакетов стратегическому инвестору с тем, чтобы включать предприятия в технологические и сбытовые цепи российских конгломератов (например, Белшину - в Амтел).

Это касается и проведения реконструкции ОАО "Могилевхимволокно". Можно мобилизовать все внутренние источники финансирования, но завод по-прежнему останется зависимым от российского сырья. И  предлагаемые проекты могут не принести ожидаемой прибыли. Планируемая организация производства сырья на Мозырском НПЗ требует времени, а проблемы у могилевского предприятия с его приобретением возникают уже сейчас. Учитывая, что все рассматриваемые инвестпроекты высокорисковые, их реализация потребует огромных вложений государственных ресурсов.

Кроме того, необходим анализ целесообразности их реализации. К нему следует привлечь ведущие консалтинговые группы, работающие в нефтехимии. Во-вторых,  было бы уместно получить экспертное мнение о них от ведущих мировых инжиниринговых и маркетинговых компаний, таких как, например, Jacobs Consultancy (США), C.A.C. (Германия) или иных, чтобы реально оценивать перспективы. Большинство инвестпроектов для белорусской нефтехимии задумывались несколько лет назад, с тех пор на мировых рынках произошли значительные изменения, поэтому и условия реализации этих проектов могли  измениться.

О финансировании проектов.  Зарубежные банки и финансовые организации не предоставят ресурсы без заключения авторитетной инжиниринговой компании о перспективности конкретного проекта. Это нормальная практика.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений