$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗА И УПРАВЛЕНИЯ©

11.01.2013

Модернизация сегодня видится нашей власти главной задачей. Об этом говорится очень много и часто. Даже в новогоднем поздравлении глава государства заявил: «Предстоящий год станет переломным для экономики. У нас нет иного выбора: ведь качественное обновление и ускоренная модернизация предприятий — залог укрепления нашей государственности и роста благосостояния народа».

Однако выбор есть в другом: какую именно модернизацию следует проводить, как и зачем это делать.

Волей-неволей, практически каждому предприятию придется теперь заниматься модернизацией или, как минимум, составлять ее планы, которые премьер-министр Михаил Мясникович потребовал представить еще к 1 января. При этом глава правительства предупредил, что традиционные бизнес-планы больше не прокатят. При этом «соответствующие планы модернизации, утвержденные и согласованные» должны появиться на каждом предприятии, включая бюджетные, в весьма сжатые сроки — селекторное совещание, на котором прозвучало это требование, проходило 26 декабря прошлого года. Но раз уж время и деньги все равно придется потратить, то делать это лучше, имея определенные шансы на успех, чем вовсе без оных. Для этого надо соблюсти определенные правила, иначе начинание заведомо будет провальным.

Одна из таких аксиом: надо не забывать, что всякая модернизация, во всяком случае успешная, — процесс комплексный. Он включает в себя модернизацию не только производства, но и маркетинга и сбыта, системы управления. И чем масштабнее перемены в «железе», тем больше требуется во всем остальном.

Например, знаменитая промышленная революция характеризовалась не только массовым появлением мануфактур, заводов, железных дорог и прочего. Она, помимо этого, привела к изменениям в торговле, управлении, образовании, общественных отношениях в целом. Так произошел переход от феодальной системы производства и торговли к капиталистической, и те страны, которые сделали это раньше других, на века оказались мировыми лидерами. Сменилась и система управления на всех уровнях. Абсолютизм уступил свое место буржуазным парламентам и правительствам.

Начинать модернизацию надо со структур, а не с техники. Например, перед Второй Мировой войной вермахт приступил сперва к отработке структуры армии нового типа, подготовке кадров. Техники на первых порах было очень мало — не было средств, да и ограничения, установленные Версальским миром, не давали развернуться. Так, первые механизированные части использовали на учениях фанерные «танки», поскольку настоящих почти не было. А вот будущие противники главный упор делали на технику, благо ее хватало, тогда как организация армий мало поменялась со времен войны 1913–1918 гг. В результате французская и британская армии вчистую проиграли вермахту в 1940 г., несмотря на техническое превосходство. Только после больших жертв и перестройки структур под огнем союзники добились победы.

Бизнес тоже своего рода война. Здесь стратегия, оптимальная структура, выучка имеют не меньшее значение, чем возраст станков и прочего оборудования (хотя и это очень важно). Но техническое перевооружение не поможет, если не появятся соответствующие ему системы управления и сбыта.

Кроме того, перед тем как менять «железо», надо определиться с задачами, на которые оно будет работать. Вариантов тут не так много: либо производить дешевле других, либо то, что другие не производят. Других вариантов получения прибыли в современном мире, переполненном товарами, практически нет. При этом наличие наилучшего и современнейшего «железа» далеко не всегда позволяет решать обе задачи одновременно.

Премьер-министр совершенно прав, говоря о необходимости наличия планов модернизации. Только для их создания нужно побольше времени, чем несколько предновогодних дней. Если, конечно, мы имеем в виду реальные планы, имеющие шансы на успех.

Юрий ПШЕННИК