$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

МОДЕРНИЗАЦИЯ «ДВИГАТЕЛЯ» ТОРГОВЛИ

11.01.2011

Вывески и билборды станут ближе и доступнее, а от навязчивой теле- и радиорекламы, бумажного и электронного спама белорусов постараются по возможности оградить. Такие новшества содержатся в принятых Палатой представителей в первом чтении изменениях в некоторые законы по вопросам рекламы. Прежде всего поправки затронули действующий Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе». Оказалось, что многие нынешние ограничения и требования придется отменить — они только мешают развитию рекламного рынка и бизнеса в целом.

Итак, планируется упростить процедуру согласования наружной рекламы и расширить возможности для ее размещения. С принятием нового закона будет достаточно одного согласования с местной властью, включая гор- и райисполкомы (сейчас такое право имеют лишь облисполкомы и Мингорисполком) по месту нахождения рекламодателя, чтобы потом беспрепятственно размещать ее по всей территории Беларуси, сообщил депутатам министр торговли Валентин Чеканов.

Исчезнет запрет на рекламу в полосе отвода автомобильных дорог. Однако в целях безопасности нельзя будет устанавливать рекламные конструкции над автодорогами и на разделительных полосах. Они будут размещаться на расстоянии 15–20 м от дорожного полотна. По мнению разработчиков законопроекта, данная норма положительно повлияет на развитие придорожного сервиса.

Станет проще получить разрешение на размещение рекламы на транспорте. К примеру, организации, «вывешивающей» на собственных автомобилях информацию о выпускаемой продукции, оно уже не понадобится.

«В соответствии с законопроектом процедура согласования сохраняется только в отношении рекламы, которая может угрожать жизни, здоровью и безопасности человека», — подчеркнул министр. Речь идет о лекарственных средствах, медицинских услугах, трудоустройстве и обучении граждан за границей, о наружной рекламе и рекламе на общественном транспорте.

Упрощаются требования к рекламе лекарственных средств и медицинских услуг. В частности, ее согласование с Минздравом не потребуется, если реклама включает лишь сведения, содержащиеся в лицензии на медицинскую деятельность, и контактную информацию. Отменяется необходимость указывать регистрационный номер и дату госрегистрации лекарственных средств и биологически активных добавок к пище в наружной рекламе, рекламе по радио и на транспорте.

Производители алкогольных напитков смогут размещать полную информацию о выпускаемой продукции на собственных сайтах в Интернете — эта норма переносится из Декрета от 29.02.2008 № 3.

Телеканалы пролоббировали исключение из действующего Закона запрета на рекламу одного и того же товара (услуги) более двух раз в течение часа эфирного времени. В условиях интеграции рынков для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий отмена ограничения своевременна, считает В.Чеканов.

Таким образом, рекламодатель сможет транслировать ролики необходимое ему количество раз. Рекламораспространитель — телеканал получит дополнительную выручку, а телезрителям придется потерпеть.

Разрешается написание в рекламе оригинальных названий товаров, творческих коллективов, произведений, псевдонимов, доменных имен сайтов на иностранном языке. Законодатели, наконец, поняли, что перевод этих обозначений на русский или белорусский языки может ввести потребителя, который знаком, например, с тем или иным товаром в оригинальном написании, в заблуждение. К тому же эти наименования сами по себе являются брендом, узнаваемость которых в мире — важный фактор деятельности транснациональных корпораций. И нынешние ограничения весьма негативно влияли на перспективы сотрудничества с ними.

Не понадобится более в обязательном порядке указывать реквизиты лицензии, а в некоторых видах рекламы — наименования рекламодателя и его УНП. Оказывается, в наружной и транспортной рекламе такая информация потребителем не воспринимается, а при передаче ее через сотовую связь возникают технические сложности.

В целях защиты прав потребителей банковская реклама должна содержать предупреждение о возможности уменьшения банком процентов по вкладу в одностороннем порядке, если это предусмотрено договором, указывать не только процентные ставки, но и другие платежи по кредиту. Такая информация в теле- и мультимедийной рекламе (к примеру, на баннере в Интернете) должна занимать не менее 5 секунд, а на радио — озвучиваться. Эта норма, по мнению министра, поможет искоренить практику, когда в рекламе указываются только проценты по кредиту, а в жизни сумма значительно вырастает за счет различных комиссионных платежей.

Заслон почтовому спаму должна поставить норма, согласно которой право на доставку в почтовые ящики и абонентские шкафы рекламных материалов (за исключением рекламных СМИ) получат исключительно операторы почтовой связи. При этом по письменному заявлению гражданина доставка рекламы в его адрес будет прекращаться.

Обсуждение законопроекта в Палате представителей получилось неожиданно бурным. По словам депутатов, избиратели жалуются на «бесчинства» в этой сфере, среди которых — бьющие по ушам децибелы телевизионных рекламных роликов. Требование ст. 11 действующего Закона о том, чтобы звук рекламы не превышал средний уровень звука прерываемой программы, не выполняется. Поэтому подготовлена новая редакция этой статьи, причем правительству для ее реализации поручается разработать специальный технический регламент.

Депутат Геннадий Давыдько предложил полностью запретить рекламу слабоалкогольных напитков, а Лариса Вершалович — продлить время, в течение которого запрещена реклама пива. Владимир Зданович считает, что алкогольные напитки должны продаваться в магазинах обязательно в непрозрачной упаковке: мол, даже закупоренная бутылка пива в руках человека на улице — своего рода реклама. Впрочем, вспомним, в былые времена, когда и слова-то «реклама» не было, пьянству не мешала и глиняная или деревянная тара.

Беспокоит депутатов чрезмерное распространение на телевидении рекламы лотерей. По мнению Александра Юшкевича, подобная информация формирует ложные жизненные установки, убеждая молодежь, что все материальные проблемы можно решить покупкой лотерейного билета, а не добросовестным трудом.

Будут ли такие призывы услышаны? Напомним, что лотерейная деятельность у нас — монополия государства.

Неизвестной остается и судьба предложений ограничить рекламу казино, которая, как полагают некоторые парламентарии, может содействовать формированию игровой зависимости.

Предложения и замечания депутатов будут рассмотрены при подготовке законопроекта к принятию во втором чтении.

Анна РАДЮК