$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МОДЕРНИЗАЦИЯ БЕЗ МОТОРА©

26.10.2012

На заседании президиума Совмина 23 октября обсудили модернизацию белорусских предприятий, но рецептов ее ускорения так и не назвали.

«Тема модернизации экономики — это приоритет. Без развития не может быть новой продукции, без новой продукции не может быть экспорта, — напомнил премьер-министр Михаил Мясникович. — Поэтому вопросы детальной работы с каждым предприятием сегодня выведены в качестве основных в деятельности правительства».

Однако из сообщения пресс-службы Совмина так и не стало ясно, что же предлагает правительство для ускорения модернизации в нынешней условиях дефицита финансирования и его дороговизны. Приводятся лишь высказывания из доклада министра архитектуры и строительства Анатолия Ничкасова, который заверил, что каждая подчиненная министерству организация разработала планы модернизации на период до 2015 г. В них предусмотрены мероприятия, направленные на увеличение выручки на одного занятого, производительности труда, заработной платы. Всего планируется модернизация 82 подведомственных организаций, из них 39 промышленных и 43 строительных.

При этом на модернизацию строительных организаций предусмотрено направить 317 млн. USD, в т.ч. привлечь около 25 млн. USD прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Каких капвложений ждут от подведомственных промышленных организаций — не уточнялось. Из сообщения пресс-службы следует лишь то, что Минстройархитектуры рассчитывает освоить выпуск импортозамещающей и экспортно ориентированной продукции, а также организовать новые производства.

Любопытно, что пока процесс идет в обратном направлении. По данным Белстата, по итогам 8 месяцев т.г. экспорт строительных услуг составил 201 млн. USD, увеличившись по сравнению с январем–августом 2011 г. на 34,5%, а их импорт возрос в 2,25 раза и достиг 365,7 млн. USD. Экспорт услуг в области архитектуры, инженерных и прочих технических услуг составил 52,5 млн. (рост на 26,2%), а их импорт — 97,8 млн. (+51,2%). Таким образом, сальдо здесь как раз вышло на требуемые 200 млн. USD, но, к сожалению, с незапланированным минусом.

Между тем модернизировать надо основные фонды не только в строительном секторе, но и в других отраслях. Однако пока кроме директивного принуждения предприятий разработать планы модернизации и закрепления за ними членов Совмина в целях контроля правительство не предложило каких-либо знаковых решений.

Финансовый кризис, разразившийся в прошлом году, резкий рост банковских заимствований и отсутствие у государства средств для продолжения льготного кредитования и субсидирования обнажили уязвимое место белорусской модели — неумение привлекать ресурсы в рыночных условиях. В отсутствие институциональных реформ, включая приватизацию, трудно рассчитывать на иностранные инвестиции и средства населения. Массовое создание отраслевых, специализированных и региональных холдингов лишь позволит перераспределять средства включаемых в них предприятий между собой — причем нет никаких гарантий, что это будет сделано наилучшим образом.

Помочь здесь могла бы масштабная приватизация, однако этот инструмент ныне снова не в почете. Так что рассчитывать на оживление модернизации можно будет не раньше, чем ставка рефинансирования, а вслед за ней и ставки по коммерческим банковским кредитам вернутся к докризисным рубежам. А для этого правительству необходимо позаботиться о стабилизации макроэкономической ситуации в стране, что сопряжено не столько с ростом основных показателей, сколько с их сбалансированностью, а также с улучшением бизнес-климата и проведением структурных реформ в экономике. Но путь этот длительный и непростой.

Стимулировать инвестиции можно было бы и налоговыми методами. Но с отменой с начала 2012 г. льготы по налогу на прибыль при осуществлении капитальных вложений этот стимул существенно уменьшился. Амортизационная премия компенсирует его лишь отчасти, к тому же в Беларуси, в отличие от России и Казахстана, ее можно применять только при приобретении новых основных средств, а не при модернизации и реконструкции. Нашим ученым стоило бы просчитать последствия этой нормы и поведать правительству и обществу о том, какую долю в снижении объемов инвестиций в основной капитал сыграл фискальный фактор.

Получается, что государство само изымает у предприятий средства, необходимые для модернизации, а потом выделяет их на те же цели. Но забирают у всех, а дают только избранным. Собственно говоря, это заметно по структуре бюджета на 2013 г. Концентрация средств за счет изъятия части прибыли госпредприятий, возобновление формирования инновационных фондов с участием всех субъектов хозяйствования, отмена ряда налоговых льгот и повышение акцизов, наращивание внешнего и внутреннего госдолга дадут государству некоторые ресурсы для увеличения вливаний в экономику. К сожалению, эффективность подобных действий, как правило, невелика. Сколько бы власти не твердили о бизнес-планировании, отборе инвестпроектов, в реальности дело сводится к тому, что бюджетные деньги распределяются чиновниками исходя из их представлений о потребностях экономики: импортозамещения, роста экспорта и т.п. Такой параметр, как прибыльность, имеет в лучшем случае вторичное значение, а создание стоимости компаний — и вовсе незаметно. Но для оживления экономики помимо денег, основных фондов и работников нужен предприниматель. Его роль как главной движущей силы в создании инноваций и объединении ресурсов ярко описал австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Однако у нас часто вспоминают его теорию технологических укладов, старательно замалчивая главное в ней.

На короткое время власти под давлением мирового кризиса вспомнили о роли предпринимателя, назвав в Директиве № 4 «раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан» фактором, способствующим формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни. Но усиление роли предпринимательства неизбежно ограничивает влияние чиновников, а потому маятник быстро качнулся обратно.

Принимаемые программы, назначение комиссий и ответственных за привлечение инвестиций и прочие показатели не способны возместить отсутствие предпринимательской инициативы на госпредприятиях и не смогут оптимально распределить капитал. На это способны только рыночные механизмы конкурентного отбора, усиленные рынком капиталов, который у нас связан разнообразными ограничениями. При плановой экономике основной капитал часто возмещает недостаток способностей руководителя. Весьма удобно обосновывать свою неспособность выполнить план недостатком инвестиций — и получить их из бюджета. Неудивительно, что в стране сохраняется отрицательная статистическая связь между капиталоемкостью, зарплатой и производительностью труда.

Куда привычней распределять ресурсы, рисовать планы и требовать их достижения, чем позволить людям самим решать, что делать, не мешать им распоряжаться своей собственностью и зарабатывать, кто сколько сможет.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО