$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МОДЕЛЬ УСЛУГ И КОНКУРЕНЦИИ:ДАЙТЕ ЧАСТНИКУ РАЗВЕРНУТЬСЯ©

14.08.2012

Снижение конкурентоспособности белорусской экономики говорит о недостаточности усилий правительства, направленных на привлечение внешних и внутренних инвестиций для стимулирования экономического роста. Исправить положение могла бы структурная трансформация, включающая развитие частного и сокращение доли государственного сектора, увеличение вклада сектора услуг, говорится в Страновом экономический меморандуме для Беларуси, подготовленном Всемирным банком.

Новая экономическая модель должна быть основана на стимулировании частного бизнеса посредством улучшения деловой среды и развития сектора услуг. Недостаточная развитость последнего, по оценке ВБ, — серьезная проблема для перспектив долгосрочного роста экономики. Хорошо функционирующая деловая среда обеспечивает здоровое перераспределение ресурсов от переживающих спад секторов и предприятий в пользу более жизнеспособных, что позволяет генерировать занятость и экономический рост, привлекать зарубежные и местные инвестиции.

По мнению экспертов ВБ, совершенствование нормативных требований к созданию предприятий привело к росту их численности примерно на 30% в 2007–2008 гг. В 2009-м рост существенно замедлился и не восстановился в 2010 г., несмотря на динамику ВВП и шаги по улучшению деловой среды. Одна из причин — сохранение высокой регуляторной нагрузки, а также господдержка госпредприятий, ухудшающая конкурентные возможности для частников, особенно в части доступа к капиталу. Неудивительно, что страна занимает одно из последних мест по индексу политики конкуренции, составляемому ЕБРР.

ЕЩЕ ОДНА проблема — низкая доля услуг в росте ВВП, которая сократилась с 60% в 2001 г. до 1/4 в 2010-м. При этом здесь доминируют нерыночные услуги, удельный вес которых в 2010 г. составлял 70% добавленной стоимости и 63% совокупной занятости в секторе. Между тем развитие деловых услуг (логистика, маркетинг, консалтинговые услуги) способно стать как движущей силой, так и следствием модернизации производственного сектора, создавать дополнительные рабочие места. Например, в ЕС два года назад на каждое рабочее место на производстве приходилось не менее одного рабочего места в связанной с ним сфере деловых услуг.

По данным ВБ, в Беларуси большинство предприятий пользуются деловыми услугами, однако интенсивность использования их значительно варьируется в зависимости от вида. Так, 2/3 обследованных в 2009 г. промышленных предприятий производили все деловые услуги своими силами. В то же время почти 70% субъектов указывали на то, что неудовлетворенный спрос на услуги сказывался на конкурентоспособности их продукции, а 40% — жаловались на низкое качество или недоступность деловых услуг, что является основным препятствием для конкурентоспособности.

Развитию рынка деловых услуг препятствует ограниченный спрос со стороны госпредприятий, которые пытаются все делать своими силами вместо того, чтобы сосредоточиться на основных задачах. Между тем в рыночной экономике давно сложилась специализация, которая влечет быстрый рост деловых услуг — предприятиям выгоднее отдавать непрофильные услуги на аутсорсинг. Однако у нас крупные компании, которые полностью или в значительной мере принадлежат государству, в таком подходе не заинтересованы. Отсутствие реального конкурентного давления и потребности в реструктуризации сдерживают развитие деловых услуг. Впрочем, даже если в них возникает потребность, приоритет отдается государственным исполнителям, а не частным, что негативно сказывается на качестве и цене.

ОГРАНИЧЕНИЯ на участие иностранных инвесторов в акционерном капитале в секторе услуг препятствуют его модернизации и привлечению ПИИ. Среди 20 стран Восточной Европы и Центральной Азии Беларусь является наименее открытой для иностранного капитала. Особенно это заметно в таких сферах, как услуги стационарной телефонной связи, передача и распределение электроэнергии, железнодорожные грузоперевозки. В других секторах (СМИ и страхование) доля участия иностранного капитала не может превышать 50%. Доминирование государственных монополий и лицензионные требования во многих подсекторах также препятствуют притоку зарубежных инвестиций.

По мнению экспертов ВБ, доступ к высококачественным деловым услугам благотворно скажется на всех секторах экономики, особенно на промышленности. В свою очередь развитие сектора услуг создает хорошие условия для привлечения ПИИ. Дело в том, что доступность качественных и разнообразных деловых услуг влияет на решения инвесторов. Привлекательность инвестирования в услуги объясняется их ролью не только как канала распространения технологий, но и как источника усиления конкуренции. Это позволяет обеспечить снижение цен и повысить качество и разнообразие услуг.

С одной стороны, экспорт услуг с 2000 г. по 2010 г. в Беларуси вырос почти в 4,5 раза, но с другой — их импорт увеличился еще больше — в 5,5 раза. При этом профицит торговли услугами отчасти компенсировал дефицит торгового баланса. Транспортные услуги составляют 2/3 совокупного экспорта услуг, что неудивительно для транзитной страны. Экспорт компьютерных и информационных услуг вырос больше всего — в 33 раза за последние 10 лет, но их доля выросла с 0,6% в 2001 г. до 5% в 2010-м. Хотя профицит торговли услугами сохранялся, ни по одной из категорий услуг, за исключением транспорта, не наблюдалось укрепления или приобретения сравнительных преимуществ, а рост белорусского экспорта услуг отставал от мировых тенденций.

Новым источником роста дохода для страны способно стать повышение сложности экспорта товаров и услуг, полагают авторы меморандума. До сих пор этого не происходило, несмотря на рост доходов от экспорта. В результате его отношение к ВВП на душу населения снизилось. Если эта тенденция сохранится, то долгосрочные перспективы роста страны могут сократиться.

Трудоемкие услуги могут сыграть важную роль в социальной сфере, поглощая избыточные трудовые ресурсы и содействуя реализации структурных реформ. Но для этого нужно целенаправленное совершенствование деловой среды и сокращение препятствий для создания компаний, предоставляющих услуги, и расширения участия частного сектора в сфере коммунальных, банковских, логистических, телекоммуникационных, транспортных услуг.

Таким образом, ВБ предлагает построить стратегию укрепления белорусской конкурентоспособности на усилении имеющихся конкурентных преимуществ и развитии новых на основе технологического усложнения. Для этого рекомендуется сделать акцент на изменении экономических стимулов и совершенствовании делового климата для всех субъектов хозяйствования, обеспечить дальнейшую либерализацию торговли, чтобы создать условия конкуренции с иностранными производителями. Восстановление баланса за счет формирования более эффективной структуры экономики может помочь стране восстановить и поддерживать экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе. Новая структура должна быть более открытой для создания, работы и роста частных предприятий, включая сектор услуг. Новая экономическая модель сделает экспорт менее зависимым от энергоемкого производства и откроет возможности для развития новых сегментов с конкурентоспособной продукцией.

Оксана КУЗНЕЦОВА

КОММЕНТАРИЙ

Георгий БАДЕЙ, председатель правления бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского:

— Роль малого и среднего бизнеса в белорусской экономике до сих пор мала. В частности, доля малого бизнеса в ВВП в 2000 г. составляла 6,7%, в 2005 г. — 7,9%, 2011 г. — 15,7%, а с учетом среднего бизнеса — 22,9%. Поскольку государство в развитие этого сектора практически ничего не вкладывало, то четверть ВВП — неплохой результат. Однако ни темпы развития, ни структуру этого сектора нельзя назвать удовлетворительными. Ведь 40% малого и среднего бизнеса — это торговля и общественное питание. А если по численности занятых, то это 30%. В промышленности занято также около 30% МСБ. Совсем незначительна роль малого бизнеса в сельском хозяйстве, ЖКХ, бытовом обслуживании. В науке и научном обслуживании — всего 0,5%, образовании — 0,6%, в здравоохранении — 1,5%.

Дело здесь не в недостатке предпринимательской инициативы, а в том, что государство целенаправленно проводит политику развития этих секторов за счет бюджета, что подавляет конкуренцию. Сейчас предлагается развивать внебюджетное здравоохранение. Между тем бизнес-ассоциации уже год воюют с Минздравом, который не заинтересован в конкурентной среде на рынке медицинских услуг. Поэтому необходимо изменить регуляторную политику в этих отраслях.

Пока государство концентрирует и распределяет через бюджет значительную долю ресурсов, о либерализации трудно говорить. Правда, сдвиги здесь есть: если в 2008 г. в консолидированном бюджете распределялось более 50% ВВП, то в прошлом — 44%, однако это все еще слишком много. Примерно 40% распределяются на зарплату и регулируются государством. Это значит, что на развитие у предприятий остается 15–16% от созданной стоимости, а с учетом налоговой нагрузки — еще меньше.

Сегодня чиновники признают, что нужны иностранные инвестиции, т.к. внутренних недостаточно. Однако если оставлять предприятиям больше ресурсов на развитие, меньше изымать на государственное потребление, то ситуацию можно изменить с меньшей зависимостью от зарубежного капитала.

Поэтому сегодня главное — равные условия хозяйствования. Если их обеспечить, то проблема приватизации отпадет, т.к. многие госпредприятия показали бы свою несостоятельность и их пришлось бы приватизировать.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях