$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЧП ДЛЯ СОДРУЖЕСТВА©

21.07.2015

Инфраструктурные проекты отличаются высокой стоимостью, зачастую низкой доходностью, длительным сроком окупаемости и, соответственно, значительными рисками для инвесторов. Это затрудняет привлечение частных инвестиций без определенной поддержки государства. Выходом из положения здесь, как показывает международная практика, является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).

Константин МАКАРЕВИЧ, старший юрист практики инфраструктуры

энергетики и государственно-частного партнерства международной

юридической фирмы HoganLovells

В ряде постсоветских стран (Россия, Казахстан, Украина) уже созданы определенные условия для применения механизмов ГЧП, имеется определенный опыт подготовки и реализации пилотных проектов, видны тенденции к их более широкому распространению. Вместе с тем остается ряд проблем и ограничений, не позволяющих использовать весь потенциал этого института. Одно из основных препятствий — отсутствие надлежащей законодательной базы. Помочь исправить положение в странах СНГ может Модельный закон «О публично-частном партнерстве» (далее — Модельный закон). Он разработан в рамках реализации совместного проекта Межпарламентской ассамблеи стран СНГ и Европейского банка реконструкции и развития. Предполагается, что он должен соответствовать международным стандартам и требованиям, обычно предъявляемым инвесторами и финансирующими организациями к нормативной базе в сфере ГЧП, учитывает международную практику подготовки и реализации таких проектов.

В рабочую группу по разработке Модельного закона входили специалисты Санкт-Петербургского государственного университета, ведущих международных юридических фирм, имеющих большой опыт работы в данной сфере. Это позволило обеспечить соответствие положений Модельного закона требованиям, которые обычно предъявляются инвесторами и финансирующими организациями в разных странах.

Среди таких требований следует выделить надлежащий общий правовой режим ГЧП в стране, правовые возможности для гибкого структурирования проектов, юридические механизмы обеспечения коммерческой привлекательности проектов для инвесторов и финансирующих организаций, юридические гарантии прав частных инвесторов, открытую и надлежащую процедуру отбора последних.

Рассмотрим ряд аспектов Модельного закона.

Гибкость

Возможность гибкого структурирования проекта ГЧП крайне важна, поскольку аналогов у каждого из них практически не существует. Любой проект имеет особенности в силу своего содержания, рисков, отраслевой и региональной специфики, уровня платежеспособного спроса, функций частного партнера, коммерческой, технической и финансовой структуры. Чтобы учесть все эти нюансы при подготовке юридической модели проекта, необходимо, чтобы в законодательстве не было существенных ограничений, мешающих привлекать инвестора.

Модельный закон в этом смысле выгодно отличается достаточно гибким регулированием и позволяет реализовывать проекты в соответствии с различными договорными моделями (в т.ч. основанными на праве собственности частного партнера на объект соглашения о ГЧП). Кроме того, законом предусматривается открытый перечень таких форм, что расширяет возможности для его применения. Одновременно Модельный закон обеспечивает баланс интересов всех сторон за счет оптимального соотношения обязательных и факультативных условий соглашения о ГЧП и отдельных требований. В частности, устанавливается, что если финансирование создания (реконструкции, модернизации, эксплуатации) осуществляется публичным партнером в размере, превышающем финансирование, осуществляемое частным партнером, то по истечении срока действия соглашения частный партнер обязан передать право собственности на объект соглашения о ГЧП публичному партнеру или предоставить соответствующую компенсацию.

Немаловажным фактором является и рекомендательный характер типовых соглашений, если такие соглашения будут разработаны публичным партнером в отношении различных объектов ГЧП. Опыт Российской Федерации показывает, что условие об обязательном применении типовых соглашений накладывает если не ограничения, то, как минимум, неудобства при подготовке документации по проектам.

Финансовый

интерес

Участие в проектах ГЧП во многом зависит от возможности получения заемных средств. Поэтому законодательство не должно содержать ограничений в части механизмов обеспечения инвестором своих обязательств перед финансирующей организацией.

Модельный закон, среди прочего, допускает возможность передачи частным партнером объекта соглашения в залог, иного обременения или отчуждения под отлагательным условием, уступки прав, в т.ч. при наступлении определенных обстоятельств, без заключения дополнительного соглашения. Возможна также передача частным партнером в залог, иное обременение и (или) отчуждение контрольного пакета долей (акций) в пользу третьих лиц (с возможным условием о согласии финансирующей организации или публичного партнера).

Одним из преимуществ Модельного закона является регулирование условий и содержания прямого соглашения, что имеет большое значение для финансирующих организаций в отдельных проектах.

Проекты ГЧП, как правило, характеризуются длительным сроком окупаемости и высокими рисками, а возможный доход порой не соответствует интересам инвестора. Поэтому нередко требуется финансовая поддержка государства: как непосредственная — в виде софинансирования расходов, так и косвенная — в виде различных платежей, которые могут, среди прочего, зависеть от наступления различных обстоятельств. Для решения этих вопросов в Модельном законе предлагаются достаточно разнообразные и гибкие механизмы. Это может быть софинансирование расходов на строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объекта соглашения; плата за доступность (при этом не ограничивается получение дохода от потребителей); государственные (муниципальные) гарантии; иные формы и механизмы финансового и иного имущественного участия публичного партнера в проекте ГЧП. Кроме того, напрямую предусматривается возможность использования различных видов финансовой поддержки в рамках одного проекта ГЧП.

Гарантии

В Модельном законе содержатся различные нормы, обеспечивающие гарантии прав частных инвесторов в рамках реализации проектов. В частности, они подробно регламентируют действия сторон в случае досрочного расторжения соглашения, порядок и условия выплат неустоек и компенсаций, применение долгосрочных тарифов. Предусмотрены и «классические» гарантии, в т.ч. в случае изменения законодательства или отсутствия средств в бюджете.

Также в Модельном законе предусмотрена надлежащая и открытая конкурсная процедура, возможность передачи спора на рассмотрение третейского суда и международного коммерческого арбитража, установления множественности лиц на стороне концедента. Кроме того, вводится ряд новых институтов, таких как сферы применения ГЧП, корпоративное (институциональное) ГЧП, механизм частной инициативы (частные предложения).

Все это позволяет Модельному закону служить хорошим руководством законодателям стран СНГ для развития своей национальной базы в сфере ГЧП. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время в России и Беларуси законопроекты о ГЧП находятся на рассмотрении парламентов, а в других странах СНГ ведется работа над развитием национального законодательства в этой сфере. Анализ и сопоставление национальных законопроектов с основными принципами и положениями Модельного закона позволяет оценить соответствие международным стандартам и требованиям отечественных и иностранных инвесторов.
 

Тем временем

Госдума РФ 1 июля приняла в третьем чтении закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты». Согласно закону ГЧП может быть использовано при строительстве, реконструкции, эксплуатации и техническом обслуживании объектов.

Документом предусматривается, что частным партнером в ГЧП может быть любое российское юридическое лицо без преобладающего государственного участия. Первоначально допускалось, что партнером могла также стать иностранная организация, но в окончательную редакцию законопроекта эта норма не вошла.

В соответствии с законом частный партнер сможет оформить собственность на себя только в том случае, если он вложил большую часть денежных средств. Если основная доля поступила из бюджета, объект будет оформлен как публичная собственность.

Закон также определяет основы госрегулирования в сфере ГЧП, полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при реализации соглашений государственно-частного партнерства, устанавливаются гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов.

Закон вступит в силу с 1 января 2016 г. При этом регионы должны будут привести нормы своего законодательства в соответствие с нормами нового закона о ГЧП до 1 июля 2016 г.