$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МОДА ПРОШЛА,©

25.04.2014

 

осталась рутина

На частичную компенсацию расходов, связанных с проведением стартап-мероприятий, облисполкомы и Мингорисполком выделят в этом году 292 млн. Br, что в 4 раза больше, чем в прошлом году, рассказал начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики Дмитрий Крупский в ходе пресс-конференции «Возможен ли в Беларуси успешный стартап?».

Сейчас получить средства на стартапы могут лишь субъекты инфраструктуры малого предпринимательства (центры поддержки, бизнес-инкубаторы) в рамках Указа от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной подержки малого предпринимательства». Такой возможности нет у вузов, научных организаций, которые также хотели бы участвовать в таких процессах. Изменить ситуацию призваны подготовленные Минэкономики изменения в законодательство, которые позволят любым организациям численностью не более 160 человек получать субсидии на частичную компенсацию расходов, связанных с проведением стартап-мероприятий, в т.ч. на проезд экспертов, проживание и питание иногородних участников, аренду помещения и оборудования, изготовление и размещение рекламно-информационных материалов и т.п.

Обычно стоимость одного стартап-мероприятия с численностью участников до 70 человек обходится в 10 млн. Br. В случае внесения изменений в Указ № 255 половину этой суммы уже в следующем году будет компенсировать государство. Возможно, это придаст новый импульс стартап-движению, стагнировавшему в прошлом году. Так, в 2013 г. в республике прошли 157 стартап-форумов, тогда как в 2012-м — 167. Число их участников сократилось с 8,1 тысяч до 4,2 тыс., количество рассмотренных проектов — с 917 до 706, а профинансированных — со 105 до 11. В Минэкономики полагают, что это связано в т.ч. с финансовыми возможностями организаторов.

Комплексный подход к стимулированию стартап-движения предполагает и поддержку предлагаемых в нем проектов. Для этого в законодательстве в ближайшее время будет закреплено определение стартапов как деятельности по организации, реализации нового бизнес-проекта, основанного на инновационных идеях, технологиях, способах продвижения или доставки товаров (услуг), с целью создания повторяемой, масштабируемой модели ведения бизнеса. Кроме того, подготовлен проект указа, предусматривающий формирование госзаказа на бизнес-инкубирование субъектов малого предпринимательства. Это позволит технопаркам и инкубаторам самостоятельно отбирать проекты для инкубирования в заданных рамках: производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции и разработки в сферах био- и наноиндустрии, энергосбережении, электронике и приборостроении. Инкубирование будет вестись до 3 лет с момента прихода в инкубатор или технопарк. По оценке Минэкономики, пропускная способность отечественных инкубаторов и технопарков сегодня составляет около 87 субъектов малого предпринимательства в год, стоимость инкубирования каждого — порядка 1,1 млрд. Br в Минске, а в регионах — 825 млн. Br в год. Таким образом, помощь стартапам в реализации их высокотехнологичных проектов обойдется государству недешево.

Частный сектор по своей природе гораздо гибче и восприимчивее к инновациям и вносит все больший вклад в развитие страны, признает Д.Крупский. Так, в Беларуси число субъектов малого предпринимательства с 2000 г. по 2012-й выросло с 28,3 тыс. до 82,6 тыс., а численность занятых в этом секторе — с 385 тыс. человек до 806,5 тыс. Однако если в 1992 г. у нас было 843 инновационных предприятия, где работало 21,3 тыс. человек, то к 2007 г. их осталось только 274 с 3,6 тыс. работников. Почему это происходит, на пресс-конференции не объяснили, но пообещали изменить.

«Мы прежде всего ориентируемся на поддержку малого инновационного предпринимательства как наиболее значимого с точки зрения наращивания экспортного потенциала и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в дальнейшем, т.е. на выращивании национальных чемпионов из стартапов, — рассказал Д.Крупский. — Это удалось, например, компаниям «Адани» и «Полимастер», выпускающим медицинскую технику и приборы радиационного контроля. Они занимаются не только производством, но и разработкой высокотехнологичной продукции».

В настоящее время в республике существуют 2 формы поддержки стартапов — субсидии, а также ваучеры и гранты для финансирования инновационных проектов, которые предполагают коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности посредством организации производства по выпуску инновационных и высокотехнологичных товаров. До 1 июля Белорусский инновационный фонд принимает заявки на получение ваучеров и грантов, но пока подано всего 3. Наверное, их так мало потому, что у нас немного высокотехнологичных стартапов, предположил Д.Крупский. Государство заинтересовано в том, чтобы их было больше.

По словам председателя правления ОО «Сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов» (БАВИН) Александра Кныровича, практически ежедневно в объединение поступают проекты, которые ищут финансирование. В год их набирается около 300. После «отсева» худших (т.е. не имеющих идеи, команды, внятной финансовой модели) только 20% заявок доходит до презентационных сессий. Но из них единицы получают инвестиции в течение года. Это обычная мировая практика: бизнес-ангелы финансируют только 1–2% проектов. Но это инвестирование — не панацея. А.Кнырович советует стартаперам больше рассчитывать на свои средства, поскольку это предполагает другой уровень ответственности. За последний год проинвестированы 16 проектов, средняя сумма — 48 тыс. USD. Снижение количества проектов и стартап-мероприятий — закономерный процесс, отмечает А.Кнырович: мода прошла, и настало время нормальной работы.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА