$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МОДА НА СЛОЖНОСТЬ©

25.11.2014

 

Своим видением новых веяний в международном налогообложении и их влиянии на процессы налогообложения в Беларуси с «ЭГ» поделился председатель Ассоциации аудиторских организаций Евгений ГЕРШТЕЙН.

— Евгений Феликсович, в мире активизированы усилия по борьбе с уклонением от уплаты налогов, особенно с использованием оффшорных схем. Насколько, с вашей точки зрения, эти проблемы актуальны для Беларуси?

— Безусловно, борьба с уклонением от налогообложения актуальна для любой страны, особенно когда ее экономика находится в сложной ситуации и нужны дополнительные источники для финансирования государственных расходов. Но полагаю, что у нас сегодня не столь уж критическое положение с налогами. Дело в том, что методология и администрирование налогов тесно связаны, и эта взаимосвязь во многом определяет ситуацию. В обоих направлениях в последние годы Беларусь добилась существенных успехов, в частности, расширялась сфера электронного декларирования. Эти факторы позволили нам переместиться в рейтинге Всемирного банка Doing Business–2015 со 107-го сразу на 60-е место. Я не склонен преувеличивать значение различных рейтингов, в них всегда много субъективизма. Однако сокращение времени на уплату налогов вряд ли стоит оспаривать.

Что касается ухода от налогообложения, то если оно умышленное, это всегда было и будет преследоваться контролирующими органами. Впрочем, снижение налоговой базы может происходить и по объективным причинам — из-за макроэкономической ситуации, неплатежей контрагентов и т.п. Но бывают и субъективные факторы, включая заинтересованность в выводе капитала из страны. Однако у нас эти проблемы сегодня явно не так экстремальны, чтобы требовалось применение всего арсенала, который имеется в международной практике.

— А какие меры в этом направлении вы считаете наиболее важными для нашей страны, может, увеличение контроля за трансфертными ценами, бенефициарами финансовых операций?

— Да, эти меры важны и для нас, о чем свидетельствует их постепенное отражение в белорусском налоговом законодательстве. Действительно, путем дробления бизнеса, перераспределения товарных и финансовых потоков между центрами затрат и прибыли с разным режимом налогообложения, в т.ч. в различных юрисдикциях многие компании существенно снижают совокупную налоговую нагрузку в рамках бизнес-групп. Но это вовсе не означает, что в Беларуси высокая налоговая нагрузка и нам надо превращаться в «налоговую гавань», чтобы наши резиденты не стремились минимизировать свои налоги. Думаю, что дело здесь не столько в самой налоговой системе, хотя и в ней есть свои проблемы, а в стабильности налогового законодательства. Мы в последние годы много говорим на данную тему, но пока эту задачу в полной мере решить так и не удалось.

Полагаю, что порог для контроля трансфертного ценообразования нужен, поскольку регулировать все мелкие сделки затруднительно и нецелесообразно. К тому же надо иметь соответствующие базы, чтобы работники налоговых органов могли определить отклонения от рыночных цен объективно, а не используя административное давление. Сейчас пока сложно судить, насколько налоговики способны охватить этот процесс. Применительно и к бенефициарам, и к трансфертному ценообразованию нам необходимо более тесное сотрудничество с зарубежными налоговыми органами и международными организациями. И в последнее время в этом направлении многое делается.

Но при этом следует понимать, что эти процессы — непростые. Противодействовать уклонению от уплаты налогов во внешнеэкономических отношениях намного сложнее, чем во внутренних, где белорусским налоговым органам довольно успешно удается выявлять нарушения законодательства.

— У нас столько лет говорили о необходимости упрощения налогообложения, а в мире сейчас, похоже, в моде его усложнение…

— Совершенствование системы налогообложения — это перманентный процесс. Надо, с одной стороны, четко осознавать, что это доведение его до степени понятности. Но с другой стороны, теория, практика налогообложения, специфическое налоговое право — это вопросы, которые по определению не могут быть простыми. Скажем, трансфертное ценообразование, концепция налогового бенефициара, правила тонкой капитализации, меры по противодействию размыванию налоговой базы и т.д. — весьма сложные категории. Да и современные схемы ухода от налогов становятся настолько изощренными, что порождают соответствующие подходы к методологии, контролю и администрированию налогов.

Усложнение налогообложения объективно диктуется сегодня вызовами глобальной экономики, необходимостью решения социальных и экологических проблем, гашением рыночных шоков. Поэтому безграмотно и безответственно призывать к бесконечному упрощению и снижению налогов. В доходах консолидированного бюджета РБ на долю налогов по итогам 9 месяцев т.г. приходится 86,7%, при этом удельный вес налоговых платежей увеличивается и во многих других странах. Соответственно, их власти заинтересованы в том, чтобы деньги не уходили за рубеж. А потому, несмотря на декларируемое стремление к гармонизации и унификации налоговых систем, все участники различных межгосударственных образований будут преследовать свои национальные интересы, одновременно стремясь закрывать любые лазейки для вывода капитала.

Беседовала

Валерия ГЕРАСИМОВА