$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Мобильный или нет

04.03.2008

К 2010 г. число пользователей мобильной связи должно достичь 8 млн. человек (на сегодняшний день 7 млн.) Это предусматривает комплексная программа развития сферы услуг, утвержденная постановлением Совета Министров от 15.02.2008 № 204. Такие показатели в целом свидетельствуют о хороших темпах развития сотовой связи в Беларуси, однако не все операторы могут оптимистично смотреть в будущее.

Лидеры

По утверждению гендиректора СООО «МТС» Владимира Карповича, в 2007 г. динамика развития рынка составила 12%, а число новых пользователей достигло 1,168 млн. Каждый из двух ведущих операторов (МТС и МЦС) перешагнул отметку в 3 млн. абонентов.

Годовая выручка МТС в 2007 г. достигла 843,254 млрд. Br, средняя доходность от абонента (ARPU) — 9,38 USD в месяц. Капитальные вложения равнялись 224,889 млрд. Br, отчисления в бюджет — 126,2 млн. USD. Количество абонентов по итогам года — 3,8 млн. (прирост базы составил 595 тыс. абонентов). Доля на рынке — 53%.

Инвестиции в развитие бизнеса в 2008 г. планируются в размере 155 млн. USD. Средства направят на развитие инфраструктуры, поддержку технологических платформ, строительство центров обслуживания. Также в планах компании до 2010 г. покрытие радиосвязью всей территории страны (сегодня зона покрытия 88,9%).

Сохраняет сильные позиции на рынке МЦС (торговые марки VELCOM и PRIVET), пока еще не опубликовавшая финансовые итоги деятельности за прошедший год. «В 2007 г. компания по показателю ARPU опередила основного конкурента на 1,3 USD, а среднемесячный объем голосового трафика абонентов составил 145 минут», — приводит слова представителей оператора, проданного за 730 млн. EUR Mobilkom austria group. Всего в 2007 г. база абонентов МЦС увеличилась на 455 тыс. или на 17,5%, и достигла 3,055 млн. По прогнозу специалистов, в 2008 г. ожидается еще большие, в сравнении с 2007-м темпы прироста пользователей услугами.

Аутсайдеры

Гораздо хуже ситуация в «БеСТ» и «БелСел». Заместитель министра связи и информатизации Лариса Лабкович 7 февраля на заседании коллегии рассказала, что «БеСТ» годовые задания по платным услугам выполнил только на 13%, «БелСел» — на 58%.

По итогам года абонентская база ЗАО «БеСТ» составила 181,6 тыс. (в 2007-м подключились 119,6 тыс.). За декабрь-январь было подключено 5 тыс. новых абонентов (первоначальный прогноз на три зимних месяца составлял 50 тыс.), зона покрытия — 24%, на которой проживает 61% населения. Отмечено снижение числа дилерских пунктов. По информации «БелаПАН», на начало января их число составляло 258, а теперь — 234. С такими темпами развития навязать конкуренцию лидерам рынка не представляется возможным. Это породило слухи о возможной продаже третьего GSM оператора. В числе возможных покупателей фигурирует российский «ВымпелКом», а также азиатские компании. При этом потенциальному инвестору необходимо учитывать наличие долгов у государственного предприятия. «БеСТ» придется выплатить освоенные за два года работы 170 млн. USD из 234 млн. USD кредита.

Планомерно развивающийся ООО «СП «БелСел» (торговая марка «Diallog») к 1 февраля имела 92 700 абонентов, зону охвата — 52,5% территории страны (где проживает 69,6% населения). Несмотря на относительно малое число абонентов, ситуация отечественного ветерана лучше, чем у «лучшего», благодаря акценту на занятие лидирующих позиций в работе с высокоскоростной беспроводной передачей данных. Платежеспособные пользователи CDMA-оператора обеспечивают достаточную финансовую стабильность. К тому же в ближайшее время ожидается поставка нового оборудования, для внедрения Rev. A (технология, позволяющая значительно увеличить скорость передачи данных в сотовых сетях).

В целом, по мнению экспертов, рынок постепенно приближается к насыщению. В нынешнем году ожидается снижение динамики новых подключений. Поэтому все большую значимость будет приобретать не число новых абонентов, а платежеспособность нынешних, что повлечет увеличение значения дополнительных услуг и предложение тарифных планов под узкие категории абонентов. Иных вариантов для увеличения прибылей вскоре не останется.

Антон БОЙКО

Кстати. По информации Прайм-ТАСС, в сравнении с 2006 годом в 2007-м Беларусь увеличила импорт мобильных телефонов в 1,73 раза, до 437 тыс. штук, что в денежном отношении составляет 39,2 млн. USD (рост 1,32). Наибольшее количество товара завезли из Китая — 151,2 тыс. шт. (рост в 3 раза), Венгрии — 139,9 тыс. шт. (рост на 77%) и Кореи — 111,9 тыс. шт. (+ 16%).