$

2.1220 руб.

2.4042 руб.

Р (100)

3.1935 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МОБИЛИЗАЦИЯ ВСЕХ СТИХИЙ

24.08.2010

Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь на период до 2020 г., утв. постановлением Совмина от 9.08.2010 № 1180, предполагает значительное преобразование этого сектора экономики, включая его частичную приватизацию. Целью является ускоренное использование отечественных энергоресурсов, диверсификация импорта и активное обновление основных фондов системы. Правда, реализация задуманного потребует колоссальных финансовых средств, найти которые весьма непросто.

Беларусь относится к государствам, имеющим дефицит собственных энергоресурсов. Вместе с тем ежегодные затраты на энергообеспечение в условиях роста цен на энергоносители постоянно увеличиваются, и их доля в 2009 г. достигла 24% от ВВП. Данные обстоятельства потребовали уточнения механизмов развития топливно-энергетического комплекса страны на среднесрочную перспективу, говорится в тексте стратегии.

Документ предусматривает снизить к 2020 г. энергоемкость ВВП до 60% по сравнению с 2005-м, а долю собственных энергоресурсов довести до 32–34% в балансе котельно-печного топлива, что позволит сократить вес газа в потреблении с 71,8% в 2009 г. до 55%.

Платят и экономят все

Растущие цены на энергоносители, и прежде всего на российский газ, заставляют задуматься о более рациональном их использовании. Стратегия предполагает разработку новых и совершенствование существующих экономических механизмов по повышению энергоэффективности и усилению ответственности за нерациональное потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Планируется пересмотреть механизмы обязательных и добровольных энергетических аудитов, постепенно отказаться от перекрестного субсидирования и льготирования отдельных категорий потребителей.

Так, с 2013 г. планируют уйти от применения льготных уровней цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юрлиц и ИП. Тарифы для населения должны полностью возмещать затраты: на природный газ для приготовления пищи — к 2011 г., отопление — к 2014 г., электроэнергию — к 2013 г., тепловую — к 2014-му. Заметим, это потребует определенной политической воли. Ведь после отмены льгот на фоне подорожания ТЭР многие предприятия и отрасли могут столкнуться с серьезными финансовыми потерями и проблемой неконкурентоспособности. А рост тарифов для населения чреват социальным напряжением. Именно поэтому отказ от льготирования и перекрестного субсидирования так долго откладывался.

Чтобы предотвратить возможные негативные последствия, стратегия предполагает увязать удорожание энергии с ростом реальных доходов населения, а также ввести адресные дотации для наиболее незащищенных граждан. Реальному сектору экономики должен помочь масштабный переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии. В промышленности снижать удельные энергозатраты на 15–20% планируется за счет технического переоснащения и модернизации энергоемких производств. На предприятиях массово должны появиться автоматизированные печи различных типов с КПД не менее 50%, а вторичные энергоресурсы (тепло), образуемое ими, будет максимально использоваться для теплоснабжения различных объектов, в т.ч. жилья.

К 2015 г. удельный вес энергоэффективных домов в возводимом жилье должен достичь 60%. Для зданий выше 4 этажей норматив расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию не должен превышать 60 кВт·ч/м2, до 3 этажей включительно — 90 кВт·ч/м2.

Чем богаты, тому и рады

Запланированное увеличение доли собственных энергоресурсов в котельно-печном топливе до 28% к 2015 г. и 32% — к 2020 г. предполагает активное использование местных видов топлива, а также развитие новых и нетрадиционных направлений. Чтобы оценить возможности страны на этом пути, в стратегии сделана попытка систематизировать все доступные нам энергоресурсы.

Первый из них — нефть. Но ее запасы сейчас составляют лишь 56,25 млн. т и оцениваются как остаточные. В разработке находится 59 месторождений, наиболее крупные из которых уже на заключительной стадии использования и имеют высокую обводненность. Поэтому для обеспечения необходимого баланса придется в основном ориентироваться на увеличение добычи местных минерально-сырьевых ресурсов и использование возобновляемых источников энергии, отмечается в стратегии.

Предполагается, что наиболее значимое место в балансе местных ТЭР займет древесина (32%). Леса занимают в Беларуси 9248 тыс. га (38% территории страны). Общий запас древесины на корню оценивается в 1,56 млрд. м3, а ежегодный средний прирост — 25 млн. м3. В потенциал древесных топливных ресурсов, пригодных для производства топлива, включены дрова, отходы лесозаготовок и деревообработки, насаждения серой ольхи. Правда, тут нужно учитывать интересы других отраслей экономики. По расчетам, к 2020 г. заготовка древесного топливного сырья от плановых рубок с нынешних 6 млн. м3 сможет возрасти только до 7 млн. в год. При запланированном увеличении производственных мощностей концерна «Беллесбумпром» для изготовления древесных плит потребуется значительная часть низкосортной древесины. Удовлетворить потребности одновременно и переработчиков, и энергетиков можно за счет уборки естественного отпада в лесах. Но использование такого сырья требует большого количества техники и работ с низкой производительностью труда, что увеличивает его себестоимость. Пополнить ресурсную базу можно также за счет использования отходов лесозаготовки, но не более чем на 0,5 млн. м3 в год, т.к. значительная их часть должна оставаться в лесу для сохранения и улучшения плодородия почвы и биологического разнообразия.

До 1,5 млн. м3 в год можно вовлекать в баланс отходы деревообработки — самого дешевого сырья для производства древесной топливной щепы. Порядка 1 млн. м3 в год может составить заготовка для нужд энергетики серой ольхи, возраст рубки которой всего 21 год. Правда, это дерево растет в заболоченной местности, что потребует дополнительных расходов на строительство лесных дорог к лесосекам.

Следующий по значимости местный ресурс — торф. Его доступные для извлечения запасы оцениваются в 100-130 млн. т, которых с учетом намеченного увеличения добычи хватит на 30—40 лет.

В планах использование бурых углей и горючих сланцев. Напомним, еще недавно многие сомневались в экономической целесообразности таких начинаний. В частности, люксембургская инвестиционная группа Polar Stars Group S.A. отказалась заниматься освоением белорусских месторождений. Теперь новые реалии и перспективы очередной газовой войны, заставили правительство забыть о прежних сомнениях и смириться с возможными экономическими рисками. В соответствии с концепцией, строительство рудника и объектов по переработке бурого угля запланировано на 2012—2015 гг., а выход комплекса на проектную мощность — до 2018 г. Впрочем, пока это предварительный график. Кроме того, нет определенности ни с объемами возможной добычи, ни с использованием угля.

«Реабилитированы» и горючие сланцы: Белнефтехим планирует завершить строительство горно-химического комбината на базе Туровского месторождения мощностью 5 млн. т в год. При дальнейшей переработке из них ежегодно собираются получать около 300—320 тыс. т сланцевой нефти, 45—50 тыс. т газового бензина и 175—275 млн. м3 газа.

С 16,1 до 120 МВт в 2011—2015 гг. намерены увеличить мощность белорусских ГЭС, для чего на Западной Двине будут построены две крупные, 35 малых и микростанций. Это поможет сэкономить до 205 т у.т. Предусмотрено создание ветропарков мощностью 300 МВт. В целом на территории республики выявлено 1 840 площадок, пригодных для размещения ветроустановок с суммарным энергетическим потенциалом 1 600 МВт, что, кстати, сопоставимо с мощностью двух блоков АЭС (2 340 МВт), запланированных к вводу в 2020 г. При этом ветряная энергетика экологически безопасна, а производство ветряков вполне доступно отечественной промышленности.

До 0,5 млрд. м3 биогаза (433 тыс. т у.т.) в год ожидают получать на крупных животноводческих фермах и птицефабриках. Сейчас там функционируют 4 биогазовых комплекса, до конца 2012 г. необходимо построить еще 39.

Потенциальная энергия твердых бытовых отходов, оценивается в 470 тыс. т у.т. Наиболее приемлемый способ их использования — утилизация свалочного газа, однако в таком случае энергоэффективность составит не более 100-120 тыс. т у.т.

До 1,46 млн. т у.т. в год оценивается потенциал отходов растениеводства. Хотя и здесь реально возможное использование ресурсов на цели энергетики значительно скромнее — примерно 230 тыс. т у.т.

Еще 175 тыс. т у.т. должна дать утилизация тепла на водосбросах промышленности и ЖКХ, а также использование геотермальной энергии.

Многовекторность импорта

Подорожание природного газа и экспортные пошлины на поставляемую из РФ нефть заставили диверсифицировать поставки. Правда по «голубому топливу» выбор в настоящий момент невелик. Почти весь газ из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана закупается и перепродается в третьи страны Газпромом, который, впридачу, обладает монополией на транспортировку газа по территории РФ. С учетом долгосрочных контрактов и отсутствия независимой транспортной инфраструктуры прямая поставка газа из этих стран в Беларусь в среднесрочной перспективе невозможна, констатируется в Стратегии. Решение проблемы видится в разведке и добыче газа за рубежом и поставке его к нам в сжиженном виде через балтийские и украинские терминалы в объеме до 10 млрд. м3. Для сравнения, в прошлом году мы импортировали из РФ 17,6 млрд. м3 газа.

Проработана возможность поставки нефти из Азербайджана, Венесуэлы и стран Персидского региона. Правда, в Стратегии нет оценки экономической эффективности таких проектов, зато подробно изложены некоторые технические и технологические барьеры на пути черного золота. Так, Одесский порт может принять не более 240 тыс. т венесуэльской нефти в месяц, или 2,9 млн. т в год. Этого недостаточно даже для закантрактованных на этот год республикой 4 млн. т, не говоря уже о запланированных 10 млн. т.

Балтийские порты, и без того перегруженные, нуждаются в модернизации: в Вентспилсе и Клайпеде для организации поставок по железной дороге наливные эстакады терминалов необходимо оборудовать системой рекуперации паров.

Перспективным считается использование трубопроводов Одесса-Броды и Вентспилс-Полоцк. По первому сейчас прокачивается российская нефть, поэтому Беларуси еще предстоит убедить руководство Украины в выгодности перехода на сотрудничество с нашей стороной. Несколько проще выглядит ситуация со вторым нефтепроводом, однако сейчас по нему прокачка возможна лишь в направлении порта. Для реверсных поставок надо построить дополнительную насосную станцию и модернизировать коммуникации порта.

Откуда деньги?

Для реализации стратегии необходимо не менее 45,9 млрд. USD, в т.ч. в ближайшие 5 лет — 23—24 млрд., т.е. по 25—30% республиканского бюджета в год. Такие расходы не потянет ни государство, ни, тем более, предприятия энергетического комплекса. Авторы документа видят выход в разработке государственных целевых программ финансирования, предусматривающих использование средств господдержки, частных инвесторов, международных финансовых организаций.

Ставка традиционно делается на внешние заимствования. Для реализации инвестпроектов нефтеперерабатывающей промышленности и электроэнергетики предлагается привлечь 2 млрд. USD кредитов. Получается, что укрепление энергобезопасности страны приведет к прогрессирующему росту внешнего долга.

Дефицит ресурсов вынуждает прибегнуть к приватизации объектов, правда, в Стратегии речь идет только о предприятиях электроэнергетики. Продажа акций нефтеперерабатывающих заводов не упоминается.

Приватизация электроэнергетического комплекса будет состоять из нескольких этапов. Первый из них (2010—2011 гг.) предполагает создание РУП ”Высоковольтные электрические сети“, которому предадут сетевые объекты инженерной инфраструктуры областных энергоснабжающих организаций: ЛЭП, включая межгосударственные, трансформаторные подстанции, средства управления этими объектами. На втором (2012—2013 гг.) все крупные электростанции объединят вокруг вновь созданного РУП ”Белгенерация“.Собственно приватизация должна начаться лишь в 2014—2015 гг. с акционирования и продажи электростанций и распределяющих объектов. Заинтересовать инвесторов планируют созданием оптового рынка электроэнергии и либерализацией тарифов. А до той поры расходы по обновлению основных средств и созданию новых мощностей лягут на плечи предприятий и бюджета — т.е. всех белорусских налогоплательщиков.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Тем временем

Энергетические проекты продолжают оставаться основным объектов для инвестиций по всему миру. Причем в последние годы приоритетным становится создание т.н. низкоуглеродистой экономики, обеспечивающей сокращение выбросов парниковых газов. Напомним, данной теме был посвящен 20-й юбилейный доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях в 2010 г. По данным организации, в 2009 г. приток ПИИ в 3 ключевых сегмента низкоуглеродной хозяйственной деятельности (возобновляемые источники энергии, рециркулирование и энергосберегающие технологии в промышленности) составил 90 млрд. USD. По мнению ЮНКТАД, в дальнейшем ключевую роль здесь должны сыграть транснациональные корпорации, обладающие колоссальными финансовыми ресурсами, знаниями и технологиями.

Успех привлечения ПИИ со стороны ТНК напрямую зависит от умения государств создать привлекательные рамочные условия, основывающиеся на благоприятствующей законодательной базе, доступности материальных и людских ресурсов, омечается в докладе. И здесь у Беларуси достаточно конкурентов, особенно среди развивающихся стран и государств с переходной экномикой, на долю которых приходится половина глобального притока ПИИ.


Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях