Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МНС разъясняет: определяем место реализации для исчисления НДС

Фото: prakard.com

На примере трех практических ситуаций разъяснен порядок определения места реализации работ (услуг), приобретаемых иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории РБ.

 

Ситуация 1: Лизинг движимого имущества, не являющегося транспортным средством

Описание ситуации

Российская организация А – лизингодатель (далее – организация А),

российская организация Б – лизингополучатель (далее – организация Б).

Организация А передала организации Б строительное оборудование по договору финансовой аренды (лизинга) от 12.05.2018, предусматривающему выкуп предмета лизинга.

Организация Б осуществляет строительную деятельность на территории РБ через постоянное представительство (далее – ПП) и состоит на учете в налоговом органе РБ.

Предмет лизинга в 2019 году распоряжением организации Б был передан своему ПП на территории РБ для работы на строительном объекте на территории РБ.

 Внутрихозяйственным извещением организация Б в 2019 году ежемесячно передавала своему ПП на территории РБ расходы в виде уплаченных лизинговых платежей по вышеуказанному предмету лизинга.

 

Вопросы

Возникает ли у ПП обязанность:

1. уплатить НДС при ввозе на территорию РБ предмета лизинга;

2. исчислить и уплатить НДС в бюджет РБ в соответствии с п. 1 ст. 114 НК (справочно: при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через ПП и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации)

 

Ответы

1. Обязанность по уплате «ввозного» НДС у ПП не возникает, поскольку техника передается организацией Б своему ПП в пределах одного юридического лица.

2. У ПП организации Б, осуществляющего предпринимательскую деятельность в РБ, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет РБ по оборотам по передаче в лизинг организацией А, не состоящей на учете в налоговом органе РБ, строительной техники, использованной для работы на строительном объекте на территории РБ (п. 1 ст. 114 НК).

 

Ситуация 2: Инжиниринговые услуги, связанные с возводимым на территории РБ недвижимым имуществом

Описание ситуации

Китайская организация осуществляет в 2019 году строительную деятельность на территории РБ через ПП и состоит на учете в налоговом органе РБ.

В ходе строительства объекта и оказания услуг по шеф-инспекции возникали затраты, связанные с осуществлением деятельности в РБ: услуги по конструкторской разработке, услуги технических консультаций по строительно-монтажным работам на объекте строительства в РБ.

Договоры на приобретение услуг заключались между двумя китайскими организациями за пределами РБ, работники ПП при заключении договоров участие не принимали.

Затраты на услуги включены в аудиторское заключение для подтверждения затрат, понесенных китайской организацией в 2019 году за пределами РБ в связи с осуществлением ею деятельности на территории РБ через ПП. 

Если покупателем работ, услуг является иностранная организация, а потребителем являются ее представительство, ПП, которые осуществляют деятельность на территории РБ и (или) местом нахождения которых является РБ, то местом реализации работ, услуг не признается территория РБ в отношении работ, услуг, расходы на приобретение которых отражаются в заключении аудиторской организации иностранного государства (подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК). Данная норма применяется, в частности, в отношении инжиниринговых услуг.

 

Вопрос

Возникает ли у ПП китайской организации обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет РБ в соответствии с п. 1 ст. 114 НК? 

 

Ответ

У ПП китайской организации возникает обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет РБ. 

 

Ситуация 3: Управленческие и общеадминистративные затраты головной иностранной организации

Описание ситуации

В предоставленном заключении аудиторской организации иностранного государства, (п. 10 ст. 180 НК), подтверждены аудиторские, юридические услуги, являющиеся управленческими и общеадминистративными затратами головной иностранной организации.

Факты приобретения аудиторских, юридических услуг и их оплаты отражены в 2019 году непосредственно в бухгалтерском учете головной иностранной организации в полном объеме. Их приобретение осуществлялось головной иностранной организацией у другой иностранной организации.

ПП, расположенному в РБ, передана часть таких услуг в составе суммы управленческих и общеадминистративных затрат, понесенных иностранной организацией за рубежом. 

ПП иностранной организации в течение 2019 года указанные затраты по «авизо» не передавались. О факте приобретения аудиторских, юридических услуг ПП узнало непосредственно из заключения аудиторской организации иностранного государства.   

 

Вопрос

Возникает ли у ПП иностранной организации обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет РБ в соответствии с п. 1 ст. 114 НК? 

Ответ

При соблюдении условия о том, что покупателем аудиторских, юридических услуг является непосредственно головная иностранная организация, данные услуги включены в заключение аудиторской организации иностранного государства и определены как часть от общей суммы управленческих и общеадминистративных затрат головной иностранной организации, обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет РБ у ПП иностранной организации не возникает.  

 

***

С письмом от 12.02.2020 № 2-1-10/00303 «Об определении места реализации работ (услуг) для целей НДС» можно на официальном сайте МНС или здесь.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений