МНС прокомментировало главные новации постановления Совмина № 364
Фото: neg.by
Министерство по налогам и сборам опубликовало развернутый комментарий к постановлению Совмина от 03.06.2023 № 364 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление).
Постановление принято для приведения законодательства в соответствие с законами:
– от 08.12.2022 № 221-З «О признании утратившими силу законодательных актов»;
– от 30.12.2022 № 236-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь».
Цели принятия постановления:
– оптимизация административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, и их перевода в электронную форму;
– определение дополнительной меры в сфере контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
В целях снижения административной нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращения количества документов, ими представляемых, дальнейшей цифровизации административных процедур, с 8 декабря 2023 г. исключается обязанность субъектов хозяйствования по предоставлению в налоговые органы:
– заключения экспертизы о подлинности возвращенных акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, табачных изделий, копий товарно-транспортных накладных (ТТН), подтверждающих возврат акцизных марок РУП «Издательство «Белбланкавыд», при осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок (подп. 22.7.2 п. 22.7 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548 (далее – единый перечень);
– заключения экспертизы о подлинности возвращенных контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов на ввозимые (вывозимые) на территорию Беларуси с территории государств – членов ЕАЭС алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт, копий ТТН, подтверждающих возврат контрольных знаков РУП «Издательство «Белбланкавыд», а также сопроводительных документов, промаркированных контрольными знаками, при осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных знаков, а также в качестве условия реализации контрольных знаков (подп. 22.8.3 и 22.8.4 п. 22.8 единого перечня).
Необходимую информацию для осуществления административных процедур на основе вышеуказанных заключений, ТТН и сопроводительных документов субъекты хозяйствования будут указывать в заявлениях:
– о возврате денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок (подп. 22.7.2 п. 22.7 единого перечня) – сведения о возвращенных неиспользованных акцизных марках;
– о возврате денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных знаков (подп. 22.8.3 п. 22.8 единого перечня) – сведения о возвращенных неиспользованных контрольных знаках;
– о зачете и (или) возврате денежных средств, внесенных в республиканский бюджет, в счет исполнения налоговых обязательств по налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, уплаты иных платежей в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (подп. 22.8.4 п. 22.8 единого перечня) – сведения о возвращенных неиспользованных или погашенных контрольных знаках.
Информация, указанная субъектами хозяйствования в заявлении, налоговым органом будет сверяться с информацией, содержащейся в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД).
Несоответствие информации о возвращенных неиспользованных акцизных марках, возвращенных неиспользованных или погашенных контрольных знаках сведениям ЭБД будет являться основанием для отказа в приеме заявлений на возврат денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок, контрольных знаков, а также в осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в качестве условия реализации контрольных знаков.
Денежные средства, внесенные в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок, контрольных знаков возвращаются в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления о их возврате при отсутствии у юрлица или индивидуального предпринимателя (ИП) задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, штрафам, наложенным налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, иным платежам в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (далее – налоговые и иные платежи в бюджет).
При наличии задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет налоговый орган производит зачет денежных средств в счет ее погашения в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления о возврате денежных средств и о проведении такого зачета в течение 3 рабочих дней после его проведения направляет соответствующее сообщение юрлицу или ИП. Оставшаяся после проведения зачета сумма денежных средств возвращается юрлицу или ИП в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления об их возврате.
В случае отсутствия денежных средств, подлежащих возврату после проведенного зачета, налоговый орган принимает административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры.
Если юрлицо или ИП не обращались в налоговые органы за возвратом денежных средств за возвращенные контрольные знаки, акцизные марки для маркировки алкогольных напитков, такие денежные средства подлежат зачету в счет оплаты стоимости контрольных знаков, акцизных марок для маркировки алкогольных напитков. Для этого юрлицом или ИП при очередном обращении в инспекцию МНС за выдачей контрольных знаков, акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, в заявлении необходимо указать сведения о зачислении в бюджет таких денежных средств.
Денежные средства, внесенные в качестве условия приобретения контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов (далее – денежные средства), подлежат зачету в счет исполнения налоговых обязательств по налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, уплаты иных платежей в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (далее – налоговое обязательство) и (или) возврату на счет юрлица либо ИП при погашении контрольных знаков или возврате неиспользованных контрольных знаков.
Зачет денежных средств в счет исполнения налоговых обязательств производится налоговым органом в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления о зачете и (или) возврате денежных средств, возврат денежных средств – в течение 15 рабочих дней, при отсутствии у юрлица или ИП задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет в порядке, аналогичном порядку возврата денежных средств за возвращенные неиспользованные контрольные знаки, акцизные марки.
В соответствии с Распоряжением премьер-министра РБ от 27.04.2020 № 119р «Об административных процедурах, планируемых к переводу в электронную форму» вышеуказанные административные процедуры запланированы к переводу на единый портал электронных услуг в 2024 году.
В связи с принятием Закона от 08.12.2022 № 221-З «О признании утратившими силу законодательных актов», отменено правовое регулирование общественных отношений, предусмотренных Декретом от 12.07.2005 № 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь».
Соответственно, постановлением с 8 июня 2023 г.:
– исключена функция налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об обращении нефтяного жидкого топлива;
– из перечня бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в ЭБД, исключен контрольный знак, предназначенный для маркировки сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством на нефтяное жидкое топливо;
– исключена административная процедура, предусмотренная подп. 22.8.1 п. 22.8 единого перечня, по принятию решения о выдаче контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством, на нефтяное жидкое топливо (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок), ввозимое в Беларусь автомобильным транспортом с территории государств ЕАЭС).
Также постановлением с 8 июня 2023 г. признаны утратившими силу постановления Совмина:
– от 10.10.2005 № 1116 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 12 июля 2005 г. № 9»;
– от 14.09.2006 № 1215 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 12»;
– от 15.05.2008 № 677 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 4»;
– от 19.04.2017 № 290 «О прекращении обязательств по оплате поставленного нефтяного жидкого топлива»;
– подп. 1.7 п.1 постановления Совмина от 14.12.2018 № 902 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Поскольку на МНС возложены обязанности координации работ по реализации в Беларуси Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018, а также функции по контролю за соблюдением требований законодательства о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, постановлением за министерством закреплена функция заключения между МНС и субъектами хозяйствования – владельцами уполномоченных складов соглашения о сотрудничестве и взаимодействия в сфере контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
Справочно: Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии будет размещено в открытом доступе на официальном сайте МНС, подписание такого типового соглашения будет одним из требований, которые предъявляются к владельцам уполномоченных складов.
Постановление вступило в силу с 8 июня 2023 г., за исключением норм в части предоставления МНС полномочий на заключение с владельцами уполномоченных складов соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, вступающих в силу с 5 июля 2023 г., а также норм в части административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, вступающих в силу с 8 декабря 2023 г.