Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проблемы и решения
04.05.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Многослойный" контроль

На фоне мер по оздоровлению экономики, принимаемых в последнее время правительством, сам механизм их реализации, особенно по отношению к предпринимательству, требует усовершенствования.
На фоне мер по оздоровлению экономики, принимаемых в последнее время правительством, сам механизм их реализации, особенно по отношению к предпринимательству, требует усовершенствования.
 
Если законодательством вводятся какие-либо ограничения, то исполнительной властью, особенно на местах, это воспринимается как наказание субъектов хозяйствования.

Наиболее ярко механизм подобных отношений можно проиллюстрировать примером учета трудовых договоров с наемными работниками, привлекаемыми предпринимателями.

Так, предпринимателей обязали предоставлять трудовые договоры на регистрацию вначале в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). А там взяли, да и установили два приемных дня в неделю, создав тем самым так милые душе администратора очереди.

Мало того, что при постановке на учет в ФСЗН предприниматель должен предоставить ксерокопии своих документов, его вновь обязали делать то же самое при первоначальной регистрации наемного работника, т.к. этим занимается уже другое подразделение. Требуют паспорта принимаемых на работу. А это уже нарушение законодательства, так как никто не имеет права, тем более предприниматель, изымать паспорта у граждан и носить их по разным инстанциям.

Итогом всей этой процедуры является проставление штампа на трудовых договорах и внесение записи в журнал учета.

Однако и на этом дело не кончается. Предприниматель отправляется регистрировать договора в соответствующую инспекцию МНС. А там приемные дни не совпадают с приемными в ФСЗН. Поэтому на другой день, купив бланк реестра для своего инспектора, он попадает в новую очередь, порой весьма более значительную, если это период отчетов, предъявления квитанций и т.п.

Результатом данной процедуры является подпись инспектора ИМНС на трудовом договоре и запись в реестр, которые дают право занять другую очередь в кабинет, где регистрируются договоры. В итоге, получив очередной штамп на документе, и будучи записанным в очередную книгу регистрации, можно приступать к работе.

Но трудовые договоры не длятся вечно и довольно часто расторгаются. Поэтому, чтобы снять документ с регистрации, предприниматель должен по-новому пройти описанный круг.

Здесь надо иметь в виду, что расторжение трудового договора -- это чаще всего конфликт, а не праздник. В результате законопослушный предприниматель попадает в интересную ситуацию. Дело в том, что наемный работник свой экземпляр договора или теряет (зачем он ему нужен при наличии трудовой книжки и страхового свидетельства), или оставляет на всякий случай, например, вдруг придется отстаивать свои интересы в суде.

В этом случае процедура снятия договора с учета для предпринимателя усложняется: он вынужден писать заявления, объяснять, почему нет второго экземпляра.

Если в ФСЗН после этого его сразу и снимут с учета, то в ИМНС предложат подойти через пару дней, пока это заявление рассмотрят, видимо, с точки зрения того, можно ли "впаять" какой-нибудь "штрафик" на десяточек -- другой базовых величин.

В итоге для законопослушного предпринимателя процедура снятия с учета растягивается как минимум на 5 рабочих дней. Теперь представим, во что все это выливается, если по каким-либо причинам необходимо зарегистрировать или снять с учета по нескольку трудовых договоров в месяц.

И "кипит работа": пишут, копируют, штампуют, регистрируют... Развивается соответствующая инфраструктура с ее материальным обеспечением. Формируются кадры специалистов по проставлению штампов и учинению записей в журналы учета (естественно, за счет средств налогоплательщиков).

Спрашивается, для чего все это? Говорят: "для контроля соответствующих ограничительных норм законодательства".

Попробуем разобраться, а есть ли толк от такого "многослойного" контроля?

Неужели можно всерьез предполагать, что предприниматель, прочитав соответствующий запрет и узнав о мерах ответственности за его нарушение, пойдет по перечисленным инстанциям регистрировать четвертый, пятый и т.д. трудовые договоры? Он в рамках закона решит эту проблему другим путем. На самом же деле контроля то и нет. Ведь авторы ограничительной нормы о трех привлеченных физических лицах, разъяснили, что привлеченным гражданином является также другой предприниматель. А значит, надо начинать регистрировать и договоры между предпринимателями. Но и здесь не так просто. Договор можно заключить на минуты и секунды. Поэтому, чтобы действительно проконтролировать эту процедуру, надо начинать регистрировать все накладные, счета, требовать записи телефонных разговоров, совещаний и т.п., чтобы определить истинный срок действия договора. Какая в перспективе грандиозная работа!

Самое интересное, что механизм контроля уже существует: все предприниматели ежеквартально добросовестно отчитываются перед ФСЗН об уплаченных взносах и представляют данные для персонифицированного учета. Кому надо -- пусть пользуется информацией. Но, видимо, в данном случае деятельность администратора теряет функцию наказания, и работать становится неинтересно.

А может, если бы все стороны в одинаковой мере несли на своих плечах бремя от непродуманных решений, то и таких решений стало меньше?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений