$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Менеджмент

МНЕНИЯ С ПОПРАВКОЙ НА КУРС©

02.03.2012

Выступая за развитие частной инициативы в кластерном подходе, Минэкономики одновременно является идеологом создания в Беларуси целого ряда кластеров, имеющих в качестве ядра крупные государственные предприятия. Видимо, это следует рассматривать как своеобразный синтез личных воззрений представителей министерства и необходимости следовать установкам вышестоящих органов госуправления, не желающих отказываться от государственно-монопольной структуры экономики.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 26.05.2011 № 669, предполагает создание в стране 6 промышленных кластеров. Из них только в IT-кластере основой, как предполагается, станут частные компании — резиденты ПВТ, в остальных случаях — государственные предприятия-гиганты. Так, ядром химического кластера в Гродно должны стать Гродно Азот и ГродноХимволокно, нефтехимического в Новополоцке — Нафтан, агромашиностроительного в Гомеле — Гомсельмаш, автотракторостроительного в Минске — МТЗ, МАЗ и ММЗ, химико-текстильного в Могилеве — Могилевхимволокно и Моготекс. Рискнем предположить, что в основе этих планов лежит совсем не инициатива производственников, и тем более — не частников, а, скорее, чиновников из органов республиканского госуправления.

Кроме того, в республике должен быть создан новый кластер в области нано- и биотехнологий «БелБиоград», который в Минэкономики называют вторым по масштабности после АЭС проектом Беларуси.

Д.Крупский утверждает, что в программе предусмотрены условия для формирования этих кластеров, правда, какие — он не уточнил. Зато представитель министерства заявил, что сначала еще предстоит проанализировать зарубежный опыт, на основе анализа выработать модель будущих кластеров, сформировать нормативно-правовую базу, инфраструктуру поддержки и т.д.

Создание двух кластеров (фармацевтического и по производству льна) предполагает Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 г, утв. совместным постановлением Совмина и Нацбанка от 18.01.2012 № 51/2. Похоже, что и над этим документом трудились, скорее, чиновники, чем бизнесмены.

Фармацевтический кластер планируют оформить на базе четырех предприятий: Белмедпрепараты, Борисовский завод медицинских препаратов, Несвижский завод медицинских препаратов и Минскинтеркапс. Авторы стратегии полагают, что кластер займется производством современных лекарств. Там предлагается стимулировать размещение контрактных производств лекарств путем предоставления ценовых преференция при закупках этих средств, а также заниматься расфасовкой импортируемых лекарств без организации их полного цикла производства, что, по мнению авторов документа, обеспечит трансфер технологий и снизит стоимость закупаемых препаратов. Привлекать зарубежных производителей современных лекарств также предполагается путем гарантированного предоставления госзаказа на часть их продукции.

Льняной кластер, завязанный на Оршанском льнокомбинате, займется выращиванием перспективных сортов льна и созданием новых производственных мощностей по переработке длинного льноволокна. Помимо модернизации планируется создание нового производства льняной одежды.

При этом пути привлечения ПИИ в обозначенные кластеры не конкретизируются. Поскольку в стратегии нет четких планов по продаже акций госкомпаний или созданию совместных производств с иностранными учредителями, есть риск, что финансирование будет сведено к привычному для Беларуси привлечению иностранных кредитных ресурсов под гарантии правительства. В этой связи рост квазигосударственного внешнего долга может стать единственным гарантированным эффектом от создания таких кластеров.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО