$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«Млечный путь»

19.10.2007

Многие политики и население постсоветских стран напуганы ростом цен на аграрную продукцию. Возможно, это ответ аграрной корпоративной общности энергетической корпорации. Полагать, что после такого роста цен на нефть остальные сектора будут терпеливо ждать неизвестно чего, не стоит. Мировая экономика весьма подвижна. Но нет худа без добра. В этих условиях наша экономика получает дополнительные шансы на увеличение своего присутствия на внешних рынках.

Леонид ЗАИКО, экономический обозреватель «ЭГ»

В основном — это молочная группа товаров. Наше молоко становится средством экспансии на региональном и мировом рынках. Причем на мировом — в большей степени.

Кстати, уже пару лет назад стал удивлять тот факт, что от продажи молока и молочных продуктов, мы стали зарабатывать на внешних рынках больше, чем от экспорта тракторов. Что называется «без шума и пыли». Да и импортировать комплектующие для коров не нужно. Сами себя обеспечиваем свежими кормами, а что еще надо?

Рынок молока стал более важным для экспорта, нежели мясное направление. На молоке мы зарабатываем в 3 раза больше. Наш молочный путь не зашел в тупик. Хотя стагнация задела это направление аграрного сектора.

Судите сами, по количеству коров мы находимся на уровне показателей ниже 1941 года. Тогда в стране было 1,9 млн. голов. Сейчас 1,2 млн. Справедливости ради заметим, что в этом году на 1 сентября зафиксировано увеличение на 0,1% численности буренок в стране. Понятно, что более породистые экземпляры дают больше продукции. Правда, с нашим удоем в 3 700 кг и чуть выше мы в 3 раза по этому показателю отстаем от европейских стран. Притом что именно там и субсидируется каждая корова. Там ограничиваются объемы производства мяса и молока. Не так, как у нас.

Сегодня мировой рынок нуждается в молочных продуктах. Именно по этой причине белорусское молоко покупают Египет, Сирия, Саудовская Аравия. Еще больше впечатляет резкий рост продаж молока в Японию, где на каждую корову субсидий вровень с зарплатой нашего профессора. С начала года мы продали японцам молока и молочных продуктов на 29,5 млн. USD. Это много, если исходить из ситуации недавнего прошлого.

Тем не менее главный наш покупатель — Россия. С начала этого года она закупила белорусского молока и молочных продуктов на 378 млн. USD. Притом что объем составил 232,4 тыс. т. В физическом выражении — это меньше продаж прошлого года — 242,1 тыс. т. Группы продуктов меняются, более дорогие и качественные увеличивают доходы от продаж. Это замечательно, если бы не…

Дело в том, что сегодня три четверти молока производится на предприятиях аграрного сектора, а четверть — в крестьянских и фермерских хозяйствах. В то же время всего 7 лет тому назад, в 2000 г., наше молоко на 40,5% производилось крестьянами и фермерами. Что и способствовало росту объемов продаж, включая и экспорт.

Нынешняя ситуация нуждается в стимулировании самого процесса. В противном случае получается, что при благоприятной внешней экономической конъюнктуре мы теряем естественные источники внешних доходов. Судите сами, за 8 месяцев 2007 г. у населения закуплено 324,2 тыс. т молока, что на 14,3% меньше, чем в соответствующий период 2006 г. Закупки уменьшились во всех областях страны: Минской — на 20,4%, Гомельской — на 17,2%, Гродненской — на 14,9%, Брестской — на 12,5%, Могилевской — на 11,3%, Витебской — на 10,4%. Это плохо и несовременно. Не работает в контексте мировых тенденций.

Существуют объективные причины падения объемов. Крестьяне не хотят дополнительных трудностей и забот. Деньги можно заработать легче и проще. Скажем, сбором грибов, ягод. Вот уж дилеммы рынков.

Стоит ли в такой ситуации делать ставку на развитие молочного производства? Да, поскольку это шанс для нашего экспорта. Дело в том, что мы ресурсно более подходим для развития этого «ударного» направления. Для сравнения отметим, что в 2005 г. мы были лидерами на всем постсоветском пространстве. Наш 581 кг молока на душу населения опережали только Дания (854 кг) и Голландия (646 кг). Даже хваленая молочная Швейцария отставала (534 кг). Не говоря о японцах с их 65 кг на душу. Мы есть и можем быть абсолютными региональными и европейскими чемпионами.

Новые породы коров и успешное стимулирование позволят быстрее достичь внешних успехов по сравнению с другими продуктами питания. Это — не сахар. Мы сами успешно способны работать на мировых рынках.

Что же надо делать? Сначала вернуться к объемам производства 1990 г. Как к «дореволюционному» показателю. Тогда мы выдавали 7,5 млн. т молока. Сейчас к 1 сентября 2007 г. — 3,313 млн. т. Явно не те показатели, которые нужны. Прирост этого года по сравнению с 2006-м всего 3,5%.

Анализ ситуации позволяет делать выводы о том, что у нас появилась существенная ниша развития экспортного потенциала страны. Чем раньше начнем менять ситуацию в перспективном направлении, тем лучше. Правда, при этом не надо оголять собственные прилавки. Не надо развлекать нас одним-двумя сортами сливочно-растительного масла. Эгоизм производителей необходимо «подправить». Иначе зачем выдавать после этого субсидии аграрному сектору?

Молочные реки Беларуси — новый стратегический путь в будущее? Вполне возможно. Хотя это и не нефть, но источник находится в самой стране.