$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

МИТСО И «АТЛАНТ»

17.06.2011

Впервые заседание совета УО ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений» прошло не в стенах вуза, а в конференц-зале Минского завода холодильников. Администрация предприятия и ректорат обсуждали планы сотрудничества в сфере практическо ориентированной подготовки специалистов для современного промышленного предприятия. Договор о взаимодействии планируется заключить в октябре–ноябре текущего года.

Несмотря на то что МИТСО не готовит рабочих и специалистов инженерно-технического профиля, интересы института и завода совпали. ЗАО «Атлант» заинтересовано в плановой подготовке специалистов всех служб компании. А вуз — в создании совместных научно-производственных площадок для обучения студентов. «Ведь качество подготовки современных работников, — пояснил ректор МИТСО Валерий Толкачев, — зависит от того, насколько обучающие программы вузов соответствуют вызовам экономики, а знания преподавателей — практическим требованиям производств».

— Не означает ли это, что для начала сами преподаватели должны познакомиться с основами производств, а уж потом вещать с кафедр?

— Естественно. Для этого и организовано сегодняшнее мероприятие. Честно признаться, я не ожидал, что получу так много полезной информации. Мы увидели внедренные в практику современные тенденции в области производства, логистики, маркетинга... Где еще получишь такой опыт? Эти знания преподаватели передадут студентам. Я также надеюсь, что в дальнейшем большее число наших слушателей сможет проходить практику на предприятии.

— Придется ли корректировать обучающие программы?

— Они будут пересмотрены. Этого требует время. В нашем вузе давно обсуждаются предложения дополнить комплекты теоретических материалов большим числом практических занятий. Но обсуждений на кафедрах недостаточно. К работе должно подключиться Министерство образования и ведомства, которым подчиняются вузы.

— Но ведь все студенты, начиная с третьего курса, регулярно проходят практику на предприятиях. Надо ли ломать эту систему?

— Сейчас студент чаще не помогает, а мешает работе предприятия. Система практического обучения, созданная много лет назад, безнадежно устарела. В ходе практики студент должен не только получать новые знания, но и приносить пользу компании. Второе, пожалуй, важнее.

Того же мнения придерживается и заместитель директора ЗАО «Атлант» по идеологической работе и персоналу Александр Мошко. Специалисту необходимо прививать навыки практической работы если не с первого, то со второго курса обучения, считает он. Теория, подкрепленная практикой, будет усваиваться эффективнее. Наше предприятие заинтересовано в том, чтобы оформлять отношения со студентами не как с практикантами, а как с сотрудниками, если учебное заведение не возражает против этого. Сейчас мы обычно принимаем студентов 4–5 курсов, направленных на практику, на полставки специалистом в то подразделение, в которое он затем будет распределен по окончании вуза. Таким образом, будущий сотрудник некоторое время совмещает работу с обучением. После 2–3 лет такой стажировки он «вписывается» в коллектив без эмоциональных потрясений и знает практически все, чего требует производство.

Договоры на прохождение практики на предприятии заключены со всеми техническими вузами страны. Сейчас больше других заводу нужны специалисты по изучению внешних рынков и профессионалы в области сертификации продукции, несмотря на то что ежегодно предприятие принимает от 3 до 5 выпускников по этим специальностям.

Но в целом сотрудники с высшим образованием составляют лишь 25% персонала МЗХ. Есть среди них и выпускники МИТСО — начальник юридического управления, заместитель начальника коммерческого отдела и др. Но поскольку основной персонал завода — рабочие, не обошлось и без обсуждения наболевшей темы. «Сегодняшняя структура образования не позволяет в полном объеме удовлетворить потребность промышленного предприятия в рабочих кадрах, — отметил А Мошко. — Перекос в сторону высшего и среднего специального образования сохраняется. Поэтому предприятиям приходится тратить значительные средства на обучение рабочих, которые зачастую очень плохо подготовлены. Они не могут создавать современный высокотехнологичный продукт». «Если этот вопрос будет обсуждаться где-то с участием института, — обратился топ-менеджер к ректору, — стоит заострить на этом внимание». «Обязательно» — пообещал В. Толкачев.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ