$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МИССИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ,©

31.10.2014

 

экономика располагает

Различие во взглядах на денежно-кредитную политику и отсутствие приватизации отодвигают начало работы белорусского правительства и МВФ над новой программой кредитной поддержки. Такой вывод можно сделать из выступления главы миссии МВФ в Беларуси Дэвида Хофмана на брифинге 28 октября.

Вся дипломатичность формулировок г-на Хофмана не могла скрыть, что МВФ не видит той макроэкономической стабилизации, о которой столько говорит и к которой так стремится правительство. «Внешнее давление несколько снизилось в связи с улучшением внешнеторгового баланса, что отражает восстановление экспорта калийных удобрений и сокращение импорта в связи со снижением предприятиями складских запасов и замедление внутреннего спроса, — отмечает глава миссии. — Кредит российского правительства способствовал финансированию дефицита текущего счета платежного баланса и поддержанию уровня резервов (которые находятся на низком уровне). Темпы роста ВВП остаются низкими, а инфляция ускорилась до уровня, превышающего 20%».

В то же время экономическая политика, по оценке фонда, остается непоследовательной. Ее частичное ужесточение способствовало сдерживанию спроса, рост зарплат замедлился, но по-прежнему слишком высок. Аналогичная проблема с кредитованием: в связи с сохранением избыточных объемов директивного кредитования госпрограмм основная часть корректировки монетарной политики, которая была необходима для снижения заимствований, неоправданно пришлась на более жизнеспособные коммерческие кредиты. Без решительных дальнейших шагов давление на платежный баланс возобновится, предупреждает Д.Хофман. Очередное ухудшение торгового баланса ожидается по мере замедления тенденции снижения товарных запасов и сезонного роста импорта в конце года.

Столь же существенно расходятся взгляды МВФ и белорусских властей на будущее. Внутренние сдерживающие факторы, низкий внешний спрос и неопределенность с возможностью получения дополнительного внешнего финансирования, по мнению фонда, не позволит экономике республики добиться в следующем году роста более 1,5%. Отчасти облегчает положение соглашение с Россией о зачислении экспортных пошлин на нефтепродукты в белорусский бюджет. Но значительную часть этой выгоды нивелирует увеличение стоимости импортируемой из РФ нефти. Поэтому положительного эффекта от такой договоренности недостаточно, чтобы обеспечить финансирование дефицита платежного баланса до приемлемого уровня. Нужно искать другие источники.

Еще одной угрозой является стагнация в России и геополитическая напряженность в регионе. Скорее всего, западные санкции в отношении России негативно повлияют и на Беларусь. В частности, ухудшается положение подпавших под действие санкций российских банков, имеющих в нашей стране свои дочерние структуры. Ожидается, что они сократят предоставление ликвидности, а санкции могут ограничить возможность проведения ряда операций.

Запланированное снижение инфляции до 11% Д.Хофман считает достижимым не в следующем году, а только в среднесрочной перспективе, да и то при условии проведения правильной экономической политики. Тем не менее правительству следует стремиться к инфляции менее 10%, считают в МВФ. Когда это случится, сказать сложно, т.к. зависит от ряда факторов, в частности, от скорости либерализации цен. Правда, она сама может способствовать росту инфляции, однако в распоряжении властей есть способы этого не допустить: от жесткой денежно-кредитной политики до мер антимонопольного регулирования.

Поэтому первая рекомендация МВФ белорусским властям: ограничение директивного кредитования и замораживание зарплат до конца года, чтобы остановить инфляцию. Специалисты фонда считают, что правительству необходимо ужесточить бюджетно-налоговую политику, чтобы компенсировать влияние высокого квазифискального дефицита на стимулирование экономики. Это ужесточение должно быть еще более существенным, чем сокращение директивного кредитования. Национальному банку следует допустить более значительную гибкость обменного курса при одновременном ужесточении денежно-кредитной политики.

В белорусской бюджетно-налоговой политике МВФ больше всего беспокоит квазифискальный дефицит — сохранение очень высокого уровня выдачи новых целевых и субсидируемых кредитов. «Полагаем важным, чтобы правительство предприняло шаги по резкому сокращению таких кредитов, — сказал Д.Хофман. — Когда мы обсуждаем вопросы бюджетно-налоговой политики, нам следует учитывать и этот аспект».

В проекте бюджета на 2015 год миссия МВФ одобрила запланированный Минфином профицит для погашения госдолга. В числе других поддержанных фондом намерений правительства — курс на ликвидацию перекрестного субсидирования, на повышение отдельных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и транспорт до уровня возмещения затрат к 2017 году. «Такие шаги должны носить комплексный характер и основные усилия следует сосредоточить на начальном этапе, — сказал глава миссии. — Учитывая все это, без включения в план правительства более широкого спектра структурных реформ и решительных мер в части макроэкономической политики маловероятно, что он будет способствовать значительному сокращению дисбалансов и укреплению перспектив роста».

Традиционно в числе условий дальнейшего сотрудничества с МВФ значатся структурные реформы. При этом одной либерализации цен недостаточно — нужны решительные меры, направленные на усиление рыночной ориентации экономики. Эти реформы должны включать поэтапное устранение целевых показателей для предприятий, а также заслуживающие доверия планы приватизации, напомнил Д.Хофман. Для новой программы с МВФ по-прежнему требуются серьезные намерения реализовать комплексный пакет мер макроэкономической политики и глубоких структурных реформ, в значительном объеме осуществляемых на начальном этапе, который мог бы быть поддержан странами — членами фонда. Если власти готовы к таким решительным изменениям нынешней экономической политики, то МВФ готов начать работать над новой программой. Впрочем, столь же традиционно белорусские власти ограничиваются ни к чему не обязывающим диалогом во время каждого визита миссии в надежде, что без требуемых фондом реформ как-нибудь удастся обойтись.

Подводя итоги этого диалога, премьер-министр РБ Михаил Мясникович заявил, что Беларуси «очень нужна программа с фондом. Не как деньги, а как сигнал бизнесу на активную работу с Беларусью». Глава правительства заверил, что «мы готовы, открыты для обсуждения вопросов и скорости реформ и их масштабности, но давайте делать это в рамках совместной программы, к подготовке которой надо было бы приступить в ближайшее время». При этом оценка стартовых позиций для такой программы у властей страны несколько иная, чем у МВФ. Рост экономики есть, пусть и небольшой, долги погашаются вовремя, работа по снижению перекрестного субсидирования ведется, реальный рост зарплаты по итогам 9 месяцев соответствует темпам роста производительности труда. А потому «посыл про индексацию зарплат на уровень инфляции, который изложен в заключении, мы полагаем, является некорректным. Статистика это подтверждает».

К сожалению, из той же самой статистики специалисты МВФ делают несколько иные выводы. Да и представление о том, как должна происходить «последовательная реализация программы структурных реформ», у собеседников существенно различается.

Оксана КУЗНЕЦОВА