$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Мировые правила для национального налогообложения

16.06.2009

По мере того как мировая экономика пытается найти выход из глобальной рецессии, все больше стран стремится с помощью бюджетно-налогового стимулирования увеличить спрос в экономике и деловую активность. Не обходит стороной эта тенденция и Беларусь. Сообщение о грядущем изменении налоговых ставок и отмене ряда налогов и сборов вызвало бурную и неоднозначную реакцию отечественного бизнес-сообщества. Свою точку зрения на проблему высказывает директор белорусского офиса международной аудиторской компании Ernst & Young Павел ЛАЩЕНКО.

- Павел Анатольевич, насколько нужны сегодня изменения в сфере налогообложения? Все-таки любые перемены — дополнительное напряжение для предприятий и бухгалтеров, тем более в середине года…

— Если перемены позитивные — придется напрячься. Ведь вопрос не в том, больше или меньше придется поработать, а в том, будут ли успешны компании и выживут ли они вообще в нынешних условиях. Анализ изменений налогового законодательства в условиях глобального кризиса за рубежом показывает, что универсального подхода в этой сфере не существует. В основном меры призваны решить две задачи: с одной стороны, по возможности смягчить для налогоплательщиков последствия кризиса, с другой — стимулировать переход экономики от спада к подъему.

Согласно последнему докладу ОЭСР, наряду с различными способами сокращения затрат на долю налоговых мер приходится 56% объема бюджетно-налогового стимулирования. Причем это характерно для большинства стран. Повсеместно для решения проблем, вызванных мировым кризисом, правительства прибегают к внесению поправок в систему налогообложения.

- Но условия в любой стране свои, да и влияние кризиса сказывается по-разному. Можно ли копировать чужой опыт?

— Не копировать, а опираться на него. Все страны в той или иной степени столкнулись с кризисом кредитования и ликвидности, спадом в мировой торговле и сокращением потребительского спроса. Изменение политики налогообложения может иметь большое значение в определении характера реагирования экономики и обеспечении перехода к росту спроса, повышению уровня ликвидности и объема денежных потоков.

К тому же сегодня все в мире взаимосвязано, а в экономике и подавно. Поэтому любые перемены в одной из стран весьма интересуют ее деловых партнеров. По мере расширения глобализации меры налогового стимулирования осуществляются в одной, а иногда и в нескольких странах, в которых действует многонациональная корпорация. Компаниям следует владеть информацией о таких изменениях, оценивать их влияние и надлежащим образом готовиться к работе в новых условиях. Поэтому компания Ernst & Young недавно опубликовала обзор «Налоговая политика — один из важнейших аспектов бюджетно-налогового стимулирования в мировой экономике», в котором анализируются изменения налоговых систем в 24 крупнейших юрисдикциях в 2009 г. Из него следует, что хотя антикризисные меры отличаются в разных странах, во многих из них применяются аналогичные меры бюджетно-налогового стимулирования. Полагаю, что наблюдения и выводы этого исследования интересны и полезны для всех, включая Беларусь.

- И что же, например?

— Прежде всего объективную необходимость изменений в налоговых системах разных стран. Если, по данным ОЭСР, в прошлом году в совокупности 2,3% бюджета государств было направлено на меры налогового стимулирования, то в ближайшие годы эта доля существенно вырастет.

При этом методы могут быть разными: снижение числа налогов, уменьшение налоговых ставок, изменение подходов к списанию затрат. По итогам исследования эксперты Ernst & Young выделили 6 основных направлений налогового стимулирования.

1. Осуществление программ ускоренной амортизации, способствующих оптимизации движения денежных средств компаний за счет ускоренного списания инвестиций. Этим механизмом воспользовались 11 из 24 исследуемых стран. Так, в России предприятия ранее были вправе до 10% первоначальной стоимости основного средства списать единовременно в расходах текущего отчетного (налогового) периода, а с 1.01.2009 г. — до 30%. К сожалению, у нас недооценивают фактор амортизации. Даже наоборот, постановлением Совмина от 18.03.2009 № 327 ее разрешено вообще не начислять. Но попытка таким образом «снизить» затраты оборачивается против самих предприятий.

2. Шире распространяется правило, позволяющее уменьшать налогооблагаемую прибыль на убытки, полученные как в предыдущих, так и последующих налоговых периодах, скажем, в течение 3-5 лет. Это помогает традиционно прибыльным компаниям более эффективно учитывать в целях налогообложения чистые операционные убытки, которые образуются в сложных современных условиях. В Беларуси, в отличие от большинства стран, этот механизм не применяется. Это нередко подталкивает предприятия к использованию различных механизмов искусственной задержки отдельных операций с целью сглаживания результатов, переброски убытков с филиала на филиал, других, зачастую неправомерных, манипуляций и, как результат, нарушает связь реальных финансовых показателей. Стоит также упомянуть, что многие компании, в т.ч. и иностранные инвесторы, отказываются от новых направлений, которые первое время будут приносить существенные убытки, и тем самым теряют возможность заработать деньги и платить налоги в будущем. Первоначально применение механизма переноса налоговых убытков в стране может носить и ступенчатый характер, можно как ограничивать количество лет учета переносимых убытков, так и частично лимитировать их объем. Но это очень важный и эффективный метод налогового стимулирования, в т.ч. и для внешних инвестиций, который у наших ближайших стран-соседей уже работает ряд лет, а в Беларуси он совсем не знаком.

3. Снижение ставки налога на прибыль организаций. Это способствует оптимизации движения денежных средств, стимулирует совокупный спрос, инвестиционную активность, а также помогает компаниям сохранять конкурентоспособность в международной конкуренции за специалистов и инвестиции. К такой мере прибегли 9 из 24 стран, упомянутых в обзоре, а среди государств — членов ОЭСР — 90% в последние 8 лет снижали ставки корпоративного налога. Кроме того, многие страны установили прогрессивную шкалу налога на прибыль, подобно той, которая действовала в Беларуси по подоходному налогу с граждан. Изменяя порог применения разных ставок, можно корректировать уровень налогообложения. С 1.07.2009 г. в Беларуси ожидается уменьшение ставки налога на прибыль до уровня 20% от налогооблагаемой прибыли. Кроме того, в отдельных районах возможна отмена местного налога из прибыли (транспортного сбора), который, по сути, включался в эффективную ставку налога на прибыль при определении налоговой нагрузки компаний. Эти шаги можно только приветствовать.

4. Увеличение налогового кредита (вычета) на НИОКР, что создает дополнительные стимулы для того, чтобы компании продолжали инвестировать средства в инновационное развитие, несмотря на неблагоприятные экономические условия.

5. Внесение поправок в косвенные налоги в целях поддержания спроса за счет снижения стоимости товаров и услуг. В 15 из 24 стран воспользовались такой возможностью. При этом помимо изменения ставок НДС вводятся нормы, позволяющие ускорить получение налоговых вычетов. В Беларуси в этой части с 1.07.2009 г. планируется увеличение ставки НДС с 18 до 22%, однако эффект увеличенной налоговой нагрузки планируется компенсировать отменой ряда дублирующих косвенных налогов, базой которых является выручка или валовой доход, в частности, налог с продаж и сельхозсбор. Кому-то такие меры принесут дополнительный доход, кому-то падение спроса на продукцию, но в целом отмена дублирующих налогов (включая их количество) положительно скажется на имидже страны. Косвенные налоги сказываются на конечном потребителе. Компании лишь посредники, которые вынуждены на время отвлекать средства из оборота. В настоящее время в Беларуси только компании, отвечающие ряду признаков, могут производить возврат входного НДС, превышающего начисленный, остальным приходится бесплатно кредитовать бюджет.

6. Корректировки в подоходный налог физлиц в целях увеличения спроса за счет увеличения располагаемого дохода. Полагаю, что эффективные и прогрессивные шаги в этом направлении уже были сделаны, когда с 1.01.2009 г. в нашей стране был введен один из самых низких уровней подоходного налога в Европе.

- Не слишком ли много для любой налоговой страны? Так окажется, что и налоги-то платить не будут…

— В известной мере такие опасения оправданы. Некоторые из этих мер по отдельности, а тем более все вместе, давая определенный эффект сегодня, завтра могут привести к дефициту бюджета и нехватке ресурсов для реализации социально-экономических программ. Поэтому хотя некоторые из недавно введенных налоговых мер являются постоянными, действие многих из них ограничено во времени. Помимо этого во многих случаях новые меры создают стимулы в конкретных областях, чаще всего в области производства, разработки наукоeмких технологий, повышения энергосбережения и развития транспорта. Иногда осуществляется преимущественное стимулирование предприятий малого и среднего бизнеса, сильнее других пострадавших от экономического кризиса. Такой подход аналогичен введению налоговых стимулов в области подоходного налога.

Действия любой страны обусловлены ее специфическими потребностями, состоянием бюджета и политическим климатом. Поэтому несмотря на то что, как правило, цели у всех схожие: повышение спроса и оптимизация движения денежных средств, — подходы к решению одних и тех же проблем могут существенно отличаться.

- Вероятно, каждый метод налогового стимулирования имеет свои плюсы и минусы?

— Разумеется. И они должны тщательно оцениваться, чтобы можно было принимать правильные решения. Скажем, ускоренная амортизация в большей степени дает эффект для малого и среднего бизнеса, особенно на начальном этапе его развития. Для крупных предприятий, имеющих доступ к иным источникам инвестиций, это не столь актуально. А вот в сочетании с переносом убытков данный механизм позволяет существенно сократить операционные издержки.

Снижение косвенных налогов, в частности, НДС, наиболее эффективно срабатывает в промышленно развитых странах, особенно в отраслях, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому Великобритания, Бразилия, Германия, Китай снижают ставки НДС. В марте ECOFIN разрешил странам Евросоюза снижать НДС в отдельных отраслях и вводить особый режим уплаты этого налога в секторах экономики, испытывающих трудности. Так, Франция снизила НДС для сферы услуг с 19,6 до 5,5%.

Правительства многих стран принимают меры, направленные на сокращение роста бюджетного дефицита и приток налоговых отчислений, учитывая, что они начали реализовывать крупные программы в области уменьшения бюджетных расходов и бюджетно-налогового стимулирования для решения текущих экономических проблем.

Снижению бюджетного дефицита придается особое значение. Например, Венгрия, осуществившая ограниченные меры в области бюджетно-налогового стимулирования (что обусловлено состоянием госбюджета), планирует повысить ставку НДС с 20% до 25%, снизив при этом ставки подоходного налога, поскольку предполагает сделать основной упор на налогообложение потребления, а не доходов.
 
- И тогда можно надеяться, что все будет хорошо…
 
Не стоит ждать мгновенной отдачи от упомянутых мер, как и от любых других. Да и результат не всегда оправдывает ожидания. Но никто не может точно сказать, как та или иная мера скажется на экономике. Например, принято полагать, что снижение подоходного налога стимулирует потребление. Но в условиях неуверенности в завтрашнем дне люди отдают предпочтение сбережениям. В итоге выигрывают не предприятия, рассчитывавшие на увеличение спроса, а банки, хотя, безусловно, создается большой покупательский потенциал в виде отложенного спроса в будущем.

К тому же ни одна из названных мер в отдельности не работает. Всегда нужен комплексный подход, учитывающий влияние каждого налога на различные сферы деятельности и экономической жизни. К тому же снижение налогов всегда имеет обратную сторону — государству придется искать, чем заполнить «дыру» в бюджете страны. А компаниям, выполняя свои налоговые обязательства, нужно думать и о том, как обеспечить приемлемые финансовые результаты и сохранить свои оборотные средства.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях