$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Минтранс на пороге перемен

17.10.2008

В Беларуси необходимо сформировать современную транспортно- логистическую инфраструктуру, которая позволит и дальше наращивать потенциал отрасли, рассказал на прошедшем в Минске транспортном конгрессе министр транспорта и коммуникаций Владимир СОСНОВСКИЙ.

Транспортная система остается крупнейшим экспортером, сообщил В.Сосновский. В 2007 г. доход от экспорта транспортных услуг достиг 2,3 млрд. USD — фактически две трети общего объема экспорта страны.

В прошлом году через территорию республики перевезено транзитом 170 млн. т груза — общий доход составил порядка 2 млрд. USD. Министр констатировал, что за полугодие объем экспорта в отрасли вырос почти на 36%.

Несмотря на это, выполнить прогнозный показатель по экспорту, объем которого в нынешнем году должен вырасти в 1,7 раза, возможно, не удастся. Слишком уж высоко поднята планка.

По мнению руководителя ведомства, реализации задачи мешает и отставание республиканской нормативной базы от современных требований. Сегодня в ней нет даже термина «логистика». Причем законодателям предстоит не только определить это понятие, но и его роль в экономике государства. Без осмысления правил и создания концептуальных подходов здесь не обойтись, считает В.Сосновский. При формировании нормативной базы надо использовать опыт зарубежных государств. Для этого, кстати, намечен целый ряд консультаций с Литвой и Россией.

ПЕРВЫЙ ШАГ в направлении совершенствования законодательства уже сделан — утверждена республиканская программа развития логистики. Ее цель — «оптимизация потоковых явлений в сфере транспорта, связанных с выбором перевозчиков и маршрутов, упорядочением финансовой стороны транспортной деятельности, таможенного оформления грузов, их складирования» и т. д.

Создание транспортно-логистических центров (ТЛЦ) со всей необходимой инфраструктурой, которое уже начато в рамках упомянутой программы, поможет значительно нарастить доходы от транзита. По мнению министра, реализация их потенциала даст возможность увеличить суммарный грузооборот до 30 млн. т в год.

Два крупных центра уже строятся. Это ТЛЦ «Прилесье», расположенный на могилевском направлении при выезде из Минска. Реализацию другого аналогичного проекта взяло на себя литовско-белорусское предприятие. Оба центра начнут работу в течение следующего года.

ЕСЛИ РАБОТЫ по созданию ТЛЦ будут идти нынешними темпами, программа развития логистики завершится задолго до официального срока — 2015 г. Этому должны способствовать и подвижки в области либерализации экономических условий в стране.

Немалую роль в оптимизации грузопотоков предстоит сыграть инвесторам. Объем государственного финансирования, выделяемого для развития транспортной логистики, невелик, поэтому уже реализуемые проекты на 100% обеспечены иностранным капиталом.
 
Причем затраты будут немалыми, поскольку на многих площадках, выделенных для центров, отсутствует необходимая транспортная инфраструктура, коммуникации, связь. В упомянутом «Прилесье», например, необходимо построить даже несколько километров железной дороги, что в условиях пригородной зоны сделать совсем непросто. Инвесторам придется решать и другую сложную задачу — привлечение в Беларусь транзитных грузопотоков.

Для реализации новых проектов придется искать и нестандартные решения, и неиспользуемые резервы.

В стране 2 млн. кв. м складов, пригодных для грузов и товаров. Проблема заключается в том, что они находятся в ведении различных ведомств и территориально разбросаны, а степень их технического оснащения зачастую не отвечает современным требованиям. Планируется объединить их в единую сеть и модернизировать.

Большим потенциалом, который пока не реализован, обладают и предприятия, созданные в смежных с транспортом областях, например, «Белтаможсервис». У его коллектива достаточно большой опыт предоставления ряда услуг в области транспортной логистики. Именно от него специалисты Минтранса ожидают в ближайшем будущем эффективного прорыва в создании транспортно-логистических центров, таможенного оформления грузов и их временного складирования, реализации целого ряда инвестиционных проектов. Для этих целей предприятию передается даже часть производственных площадей одного из брестских автотранспортных производств.

ПО СЛОВАМ министра, внимание отраслевых специалистов концентрируется не только на логистике, связанной с товарами и грузопотоком. Работают транспортники и над оптимизацией пассажирских перевозок. Города переполнены, белорусским мегаполисам не хватает развязок, мостов, путепроводов, стоянок. По этой причине хорошо в общем-то развитая транспортная система далеко не всегда работает эффективно. Необходима ее всесторонняя оптимизация — внедрение комплексов глобального позиционирования, видеоконтроля.

Потребуются и новые услуги для потребителей. В первую очередь, им необходимо предоставить удобные, с точки зрения той же логистики, схемы передвижения. Сегодня в авиации и на железной дороге уже существуют автоматизированные системы продажи билетов. С недавних пор в стадии внедрения находятся аналогичные системы и для пассажирского автотранспорта.

В течение ближайшего года этот процесс будет завершен и возникнет необходимость интеграции всех трех видов транспорта в общую систему. Если этот сложнейший шаг удастся сделать, потребитель получит комплексную услугу, которая до этого была невозможна в принципе. Он сможет приобрести билет на любой вид транспорта в любой кассе, неважно, где она находится — на авто-, железнодорожном вокзале или в аэропорту.

Правда, и на этом пути будут проблемы: интеграция вызовет необходимость преодоления межотраслевого психологического барьера. Ведь авиаторы и железнодорожники до недавнего времени были фактически автономны. Теперь им предстоит объединиться и совместно работать над совершенствованием своих систем, «привязкой» маршрутов друг к другу.

Кстати говоря, к продаже билетов на все виды транспорта уже проявляют интерес другие ведомства, например «Белпочта». Ее руководство, по словам министра, выразило желание разместить на своих предприятиях терминалы по выдаче билетов — дополнительная прибыль для почтовиков не будет лишней.

По мнению В. Сосновского, будущее сотрудничество двух ведомств может стать примером того, как реализация логистических проектов способствует развитию не только транспорта, но и многих других отраслей экономики.

Эдуард ТРОШИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях