$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Минтранс «меняет сознание»

05.02.2008

В 2008 г. перед транспортниками страны поставлена задача в 1,7 раза увеличить экспорт услуг и дополнительно заработать 1 млрд. USD. Руководство Министерства транспорта и коммуникаций такие планы называет «слишком напряженными». Для их выполнения не обойтись без либерализации условий транспортной деятельности, констатируют эксперты. Дополнительным резервом может также стать частичная приватизация БелЖД и гражданской авиации.

Определенной либерализации транспортной деятельности стоит ожидать уже в ближайшее время. Подготовлен ряд соответствующих нормативных правовых актов. В частности, один из проектов указа предусматривает снижение лизинговой ставки на приобретение автомобильной техники до 6%. Также согласована нулевая процентная ставка на ввоз импортных грузовых автомобилей стандарта Евро-5 и некоторых видов прицепной техники, не выпускаемой в Беларуси, сообщил на недавней итоговой коллегии министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский. Он также пообещал продолжить борьбу за отмену разрешительной системы автомобильных грузоперевозок и создание единого рынка транспортных услуг с РФ. Административные барьеры, возведенные Россией в конце 90-х, наполовину сократили присутствие отечественных перевозчиков на внешних рынках. Выдаваемых россиянами 60 тыс. разрешений на грузоперевозки в год недостаточно для достижения запланированного роста экспорта услуг. Наша восточная соседка, по мнению В.Сосновского, должна пойти на отмену разрешительной системы, поскольку продекларировала идею саморегуляции рынка, основанную на свободной конкуренции.

В качестве одной из мер по стимулированию экспорта и снижению импорта услуг Минтранс рассматривает возможность обязать участников ВЭД осуществлять экспорт преимущественно на условиях CIF, а импорт на условиях FOB. «Это создаст предпосылки для участия отечественных перевозчиков в обслуживании таких перевозок и, если и не прибавит экспорта, то позволит сдержать импорт услуг», — убежден министр.

Одновременно Минтранс совместно с ГТК работают над проектами создания в Беларуси сети транспортных логистических центров. По словам В.Сосновского, в их строительство пожелали инвестировать сразу несколько иностранных компаний. Прорабатывается возможность организации центров на базе СЭЗ, а также на границах Беларуси. Сейчас пилотный проект реализуется в Минской области, где строится терминал по обработке экспортно-импортных грузов. Вместе с тем министр высказал озабоченность темпами реализации этих проектов. «Здесь пока нет живой работы и реальных отдач», — признался он.

Предельное «напряжение» прогнозных показателей на 2008 г. заставляет Минтранс искать резервы не только в либерализации и совершенствовании транспортной деятельности, но и в административном ресурсе. Задания по росту экспорта обещано довести до всех участников рынка независимо от форм собственности. К контролю процесса будут активно подключать местные органы власти.

Кроме того, могут быть ужесточены требования к статистической отчетности: Минтранс нуждается в оперативной информации об объемах экспорта и выступает за ведение «перманентного мониторинга» перевозок. «Я призываю к некоторому изменению сознания, — обратился министр к подчиненным, выступая на коллегии. — Миллиард долларов необходимо дополнительно заработать. Высочайшая дееспособность руководителей транспортных организаций позволяет надеяться, что так оно и будет».

Острейшей проблемой, снижающей конкурентоспособность отечественных перевозчиков и затрудняющей рост экспорта услуг, остается изношенность подвижного состава. Это в особенности характерно для авиационной и железнодорожной отраслей. В последней, к примеру, амортизация парка составляет 75%, по локомотивам — 80%. Высокая фондоемкость и недостаток собственных средств вынуждают Минтранс обратиться к иностранным инвесторам. Министерство согласно на достаточно радикальное реформирование — частичную приватизацию БелЖД и гражданской авиации. В ближайшее время соответствующий доклад будет предложен правительству. В качестве примера приводится положительный опыт приватизации железной догори в РФ, а также деятельность частных авиакомпаний.

К слову, проблему нехватки средств на модернизацию подвижного состава БелЖД можно было бы решить, разобравшись с внутренними перевозками. В 2007 г. убытки железной дороги от грузовых и пассажирских перевозок местного сообщения составили 546 млрд. Br. «Все прекрасно понимают, что если бы мы имели тарифы хотя бы по себестоимости, этих денег хватило бы для нормального обновления основных фондов», — отметил в своем выступлении начальник БелЖД Владимир Жерело. К слову, еще 3 года назад В.Жерело предлагал сократить некоторые пригородные железнодорожные маршруты. Было подсчитано, что дешевле купить несколько десятков автобусов и обеспечить автомобильную связь в ряде регионов Беларуси, чем гнать туда полупустые дизели. При этом БелЖД согласна была приобрести автобусы за свой счет. Похоже, предложение осталось неуслышанным. В результате в 2007 г. на пригородные пассажирские перевозки пришлось 44% всех убытков, или 240 млрд. Br, а деньги на обновление основных фондов ищут у иностранных инвесторов.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях