Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
30.04.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минторг корректирует маркетинговую политику "Спартака"

Недавно руководство кондитерской фабрики "Спартак" возвратилось с Международной выставки кондитеров, которая проходила в Кельне (Германия). Там за спартаковскую "золотую" серию шоколадных конфет президент Всемирной ассоциации кондитеров обещал принять "Спартак" в Мировую ассоциацию кондитеров. Если это произойдет, "Спартак" станет первой в СНГ фабрикой, принятой в "небожители" мирового кондитерского Олимпа. Это -- в гостях. А дома претенденты в "небожители" кондитерского Олимпа пока борются с проблемами белорусского рынка.
Недавно руководство кондитерской фабрики "Спартак" возвратилось с Международной выставки кондитеров, которая проходила в Кельне (Германия). Там за спартаковскую "золотую" серию шоколадных конфет президент Всемирной ассоциации кондитеров обещал принять "Спартак" в Мировую ассоциацию кондитеров. Если это произойдет, "Спартак" станет первой в СНГ фабрикой, принятой в "небожители" мирового кондитерского Олимпа. Это -- в гостях. А дома претенденты в "небожители" кондитерского Олимпа пока борются с проблемами белорусского рынка.

За несколько последних лет СП ОАО "Спартак" практически полностью перестроило свою маркетинговую политику. Фабрика отказалась от громоздкого торгового отдела. Сократились транспортные расходы, время доставки. Был определен круг официальных партнеров фабрики, работающих по отпускным ценам производителя. В него попал и торговый дом "СОМИ". На сегодняшний день товарооборот ТД "СОМИ" по Минску и Минской области составляет около 73% от общих продаж спартаковской продукции в этом регионе.

Об этом на состоявшейся недавно пресс-конференции на тему "Новые подходы в формировании сбытовой сети СП ОАО "Спартак" сообщили директор по маркетингу и сбыту "Спартака" А.Калинчук и директор торгового дома "СОМИ" А.Милявский.

Однако не все оказалось так просто, как задумывалось. Дело в том, что конфеты, шоколад, карамель от "Спартака" по Минску и Минской области распространяют в основном два крупных поставщика -- торговый дом "СОМИ" и минская "Белбакалея". Для последней правительством была утверждена квота по реализации сладкой продукции этой гомельской фабрики. Не так давно Минторг предупредил торговые предприятия: брать продукцию "Спартака" только из "рук" "Белбакалеи". Вот как прокомментировал ситуацию инвестор "Спартака" Марат Новиков:

-- Предприятие хотело бы работать по предварительным заявкам, прогнозируя номенклатуру продукции на два-три месяца вперед. Квоты же реализуются меньше чем наполовину. Они не выбираются ни государственными, ни коммерческими предприятиями. Заявки дают только коммерческие структуры.... Делая несколько лет назад ставку на дистрибьюторскую сеть, мы ничего нового не придумывали: хотели работать так, как работает весь мир. И хотя нам было достаточно сложно платить из прибыли посредникам, но мы знаем, что будущее за сильным дистрибьютором, который может конкурировать. Для того чтобы вовремя удовлетворять запросы покупателя, он должен иметь соответствующий транспорт и технологическое оборудование, т.е. быть богатым.

Кстати, это была первая пресс-конференции Марата Новикова, где он и рассказал о своей инвестиционной деятельности на Беларуси и причинах прихода на наш рынок. Господин Новиков -- гражданин США, бывший минчанин. Закончил нархоз. Трудился в торговле. В роли инвестора на нашем рынке вот уже 10 лет. Из троих инвесторов "Спартака" он один -- работающий. Два других вложили деньги в белорусскую кондитерскую отрасль под идеи г-на Новикова. С 1995г. все трое -- акционеры фабрики "Спартак". Сегодня у них 36,5% акций предприятия, т.н. блокирующий пакет, позволяющий принимать активное участие в назначении руководства и ряде других направлений деятельности.

Все началось с обращения к нему генерального директора "Спартака": "Помогите: 4 года простаивает шоколадная линия!". Приехав на фабрику, Новиков увидел, что в цехе под амбарным замком пылится оборудование стоимостью 2,5 млн. USD. Американские инвесторы поставили сырье и стали совместно со спартаковцами делать шоколад, образовав компанию со стопроцентным американским капиталом. Как же сегодня работается инвестору такой знаменитой кондитерской фабрики?

-- Очень сложно, -- считает Марат Новиков. -- Потому что в стране существуют две системы: одна сильная -- государственная, другая слабая -- коммерческая. Пока не можем вкладывать серьезные капиталы в белорусские проекты, так как инвесторы не застрахованы от многих проблем, которые легко решаются в других странах. Однако есть и кое-какие подвижки. На днях ваш президент, образно говоря, поставил в один ряд с коммерческими структурами такого магната, как фирма "Белая Русь", которая сильно мешала нам работать.

Есть и другие проблемы.Три дня назад был в Каунасе и Вильнюсе. Там литовскому товару отводятся самые выигрышные полки... В белорусских же магазинах лучшие места заняты российской продукцией: торговля находит место Коркунову, Покрову, местный же товар чаще -- "на задворках". Мы не против конкуренции, но планку авторитета отечественного производителя общество и торговля, в частности, просто обязаны держать на должной высоте.

...Кстати, скептически оценивая инвестиционный климат Беларуси, этот же тандем американских "капиталистов" прорабатывает еще один проект, в центре которого -- наровлянский "Красный мозырянин". "Сегодня производимый в Наровле зефир с успехом продается в США, а наровлянская "Коровка" -- самая лучшая из производимых в мире", -- считает наш бывший соотечественник.

В предприятие уже вложено более 300 тыс. USD. По мнению Марата Новикова, акционирование наровлянской фабрики невыгодно наровлянцам: деньги от продажи акций пойдут государству, а производители от акционирования ничего не выиграют. Если же "Красный мозырянин" станет филиалом "Спартака", то за счет наровлянского ириса и зефира увеличится ассортимент головного предприятия. Наровлянцы же будут получать зарплату, а фабрика по-прежнему будет "держать" бюджет всего района. А еще Новиков подтвердил укрепившееся намерение кондитеров объединиться в финансово-промышленную группу: "Если собираются слиться такие магнаты, как "Красный Октябрь", "Рот Фронт" и Бабаевская, белорусским предприятиям тем более нужно объединить свои усилия и капиталы. В ФПГ могут войти не только кондитеры, "молочники", "жировики", но и предприятия иного профиля".

На мировом рынке объединение ради обретения финансовой устойчивости и усиления мощи, необходимых для выживания в конкурентной борьбе, -- вещь привычная. Пока ближе всех к объединению "Спартак" и "Коммунарка". Сегодня, выпуская 75% всех производимых в стране кондитерских изделий, они не пересекаются друг с другом ни в одном изделии. Отечественных кондитеров подталкивает недавнее известие о слиянии российских кондитерских предприятий и успехи финансово-промышленного объединения из Украины "Укрпроминвест", в состав которого входит самая большая паточная фабрика и 9 кондитерских. "Укропроминвест" -- конкурент белорусских кондитеров на российском рынке по такой позиции, как карамель.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by