$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МИНСК ДЛЯ РУССКИХ©

27.05.2014

В конце прошлой недели одной из самых читаемых новостей байнета стало сообщение о том, что Минск занял 1-е место среди городов бывших советских республик в рейтинге комфортности ведения бизнеса, составленном журналом «Форбс». Впрочем, столь лестный результат означает лишь, что в столице Беларуси российским бизнесменам удобнее вести дела, чем в других городах постсоветского пространства, да и то лишь благодаря внеэкономическим факторам. Как себя при этом чувствуют автохтонные предприниматели, в исследовании не уточняется.

Итак, что же привело нас в лидеры нового исследования «Форбс»? Его авторы взяли для анализа столицы и города с населением около 1 млн. человек и ранжировали их по весьма любопытным параметрам:

богатство — ВРП на душу населения; средняя зарплата по городу; количество ресторанов McDonald’s; проникновение мобильной связи и Интернета;

связи с Россией — официальный статус русского языка; доля русских в населении города; наличие посольств и консульств РФ, торговых палат;

бизнес-среда для россиян — визовый режим; легкость приобретения недвижимости; условия регистрации компании россиянином; таможенное регулирование;

инфраструктура — сложность получения разрешений на строительство и подключение к сетям (из Doing Busines); количество ежедневных авиарейсов всего в/из России; ставки аренды в бизнес-центрах класса А;

трудовые ресурсы — уровень безработицы в городе; производительность труда (в % к среднеевропейскому уровню по стране);

финансовая система — отношение выданных кредитов к ВВП страны;

налоги — совокупная налоговая нагрузка на предприятие;

безопасность — индекс миролюбия граждан страны; количество преступлений на 1000 жителей; индекс восприятия коррупции (от Transparency International); риск вооруженных столкновений.

Показатели приводились к единой балльной шкале (см. таблицу на с. 2). Москва не участвовала в рейтинге, ее показатели представлены индикативно. Таким образом, оценивался не бизнес-климат в целом, а его удобство для российских бизнесменов.

Соблюдался любопытный «баланс интересов». С одной стороны, для бизнеса важно богатство рынка — там, где население бедно, трудно открыть свое дело и получать большую прибыль. Но для наших соседей особое значение имеет отсутствие визового и таможенного барьеров, а также возможность вести документооборот на русском языке, обходится без перевода и т.п. Так что статус русского языка оказался вполне конкретным экономическим фактором. Важны и квалификация рабочей силы, доступность финансовых ресурсов, развитость инфраструктуры, а также политические риски (что не позволило украинским городам занять более высокие места) и возможность приобретения жилой или коммерческой недвижимости.

В результате столь своеобразного ранжирования 1-е место среди 19 городов занял Минск, хотя лидируем мы лишь в одной номинации — по состоянию бизнес-среды для россиян. Тут сказалась многолетняя интеграция в разных формах, государственный статус (и фактическое доминирование) русского языка, отсутствие границы. Результат налицо: например, из 10 компаний — крупнейших налогоплательщиков столицы на момент проведения исследования 5 — полностью или частично принадлежат россиянам («Газпром Трансгаз Беларусь», «Лукойл-Белоруссия», «Газпромнефть-Белнефтепродукт», «Славнефтехим» и МТС). По показателю «богатство» мы удостоились лишь 8 места (не считая Москвы, где средняя зарплата вдвое выше), по состоянию инфраструктуры — 8, трудовых ресурсов — 10, финансовой системы — 13, налоговой — 11, безопасности — 5. Даже в связях с Россией нас на 2-е место оттеснила Рига.

Вообще, страны Балтии, отгороженные от бывшей метрополии (как указано в статье «Форбс» с красноречивым названием «Восточный тупик») визовыми и пограничными барьерами, вышли на весьма высокие места благодаря развитым инфраструктуре и финансовому сектору, прозрачности процедур и другим преимуществам западной модели развития, а также недорогой недвижимости. Кстати, Эстония до сих пор не имеет с Россией соглашений о взаимной защите инвестиций и избежании двойного налогообложения, зато там действует нулевая ставка налога на реинвестированную или нераспределенную прибыль, а регистрация компании дает право на получение вида на жительство на срок до 5 лет. Все это делает страны Балтии для россиян удобным плацдармом для выхода на европейский рынок.

Высоко оценены успехи Казахстана в экономической политике, хотя по связям с Россией Астана заняла 3 место, а Алма-Аты — только 10-е.

Замыкают список города Средней Азии. Здесь дешевая аренда и многие понимают по-русски, но перевешивают бедность населения, низкая производительность труда, перекосы в налоговом администрировании, неразвитая банковская система и низкое качество управления.

К сожалению, в рейтингах, выходящих за границы бывшего СССР, белорусские города обычно не берут никаких призов. Например, транснациональная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) в очередном 6-м обзоре «Города возможностей 2014», посвященном анализу развития 30 ведущих городов мира — глобальных финансовых, торговых и культурных центров, 1-е место отвела Лондону. В пятерку лидеров также вошли Нью-Йорк, Сингапур, Торонто и Сан-Франциско. Москва заняла в рейтинге 21 место, а остальные города постсоветского пространства, включая Минск, не упомянуты вовсе.

При подготовке отчета, помимо данных международных организаций, таких как Всемирный банк и МВФ, и национальных статорганов, были опрошены более 15 тысяч специалистов в обследуемых городах. Рейтинг составлялся по 60 параметрам, ранжированным и оцененным по балльной системе, в т.ч. транспорт и инфраструктура, легкость ведения бизнеса, здравоохранение, безопасность и защищенность, затраты, интеллектуальный капитал и инновации, уровень технологической готовности, мировой центр притяжения, устойчивое развитие и окружающая среда, демография и приспособленность для жизни, экономическое влияние. При этом авторы исследования подчеркивают, что оно предназначено не столько для оценки, сколько для информирования о тенденциях в развитии раскрытия возможностей улучшения городской жизни с точки зрения бизнеса, правительственных структур и граждан. Вероятно, такая оговорка была бы уместна во всех подобных изысканиях.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях