Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Зарубежный опыт
12.04.2005 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Министр сельского хозяйства Литвы профессор Казимира ПРУНСКЕНЕ:

"В планах модернизации аграрного сектора заметное место занимает и ориентация на рынок соседней Беларуси"

"В планах модернизации аграрного сектора заметное место занимает и ориентация на рынок соседней Беларуси"

Назначение первого премьера независимой Литвы, лидера союза партий "Новая демократия" и Крестьянской, профессора Казимиры Дануте Прунскене министром сельского хозяйства - одно из самых заметных  в обновленном более чем наполовину правительстве Альгирдаса Бразаускаса, принявшем присягу в середине декабря прошлого года. Известная с времен перестройки как специалист в области переходной экономики, но по политическим мотивам лишенная тогда возможности подтвердить это на практике, сейчас "янтарная леди" получила новый шанс.

- Госпожа Прунскене, какова ваша стратегия в реформировании сельского хозяйства? На решение каких проблем следует обратить внимание в первую очередь?

- Сельское хозяйство должно стать  благодаря поддержке ЕС, государственной политике Литвы и активизации самих субъектов хозяйствования  современным в смысле технологий и качества, кооперированным, что сегодня особенно актуально, и конкурентным на всех рынках - на внутреннем, на европейском и на рынках других стран, в том числе соседних Беларуси и России. Это -  во-первых. Во-вторых, рыночная ориентация всего процесса производства, от поля до стола. Изготовление вкусного, экологически чистого, удобного для потребления и привлекательного по качеству и цене продукта.

- Вы упомянули о помощи со стороны Европейского Союза. В чем она заключается?

- Она предназначена не для поддержания нынешних объемов производства, а для доведения его до высокого современного, конкурентоспособного уровня. Поэтому целый ряд проектов предусматривает изменение существующей структуры хозяйствования  путем ее диверсификации, то есть перехода к многообразию. Поощряется даже уход части мелких производителей из процесса товарного производства. Им предлагаются иные, уже упомянутые виды деятельности, а низкоурожайные участки могут, например, засаживаться лесами. В то же время поощряется развитие крупнотоварного производства. Тем самым будут решаться как экономические (эффективность производства), так и социальные задачи (уровень занятости, уровень профессиональной подготовки людей, позволяющий им самим творчески использовать местные ресурсы и возможности и, соответственно,  улучшить условия своей жизни).

- С первых дней восстановленной независимости страны не утихают споры об оптимальных размерах фермерских хозяйств. Лучший критерий истины - практика. О чем свидетельствует она?

- И размеры хозяйства, и его специализацию определяют рыночные отношения, действующие в Литве. При этом выжить могут только эффективные субъекты хозяйствования.

Оптимальный размер сельхозугодий в наших условиях свободного рынка, как свидетельствует практика, - 150 га. Мы видим, что мелкие хозяйства не имеют перспектив. Только крупные владельцы могут приобретать новую технику, совершенствовать технологии производства. Такое хозяйство привлекательнее и для переработчиков, и для коммерсантов. Поэтому более мелким производителям необходимо кооперироваться. К этому побуждает и опыт стран-старожилов ЕС.  Кстати, первые результаты кооперации уже почувствовали, например, производители молока в Паневежском и в Плунгеском районах. Объединившись в сильные союзы, производители  уже в состоянии противостоять ценовому диктату. Могут сами выбирать из нескольких переработчиков то предприятие, которое предлагает наиболее выгодные условия.

Кооперация актуальна и для крупных производителей сельхозпродукции. Главное в ней все же - не размеры наделов, а инициативность участников, готовность действовать сообща, эффективно достигать общих целей.

- На недавней пресс-конференции вашего ведомства озвучены конкретные параметры сотрудничества между Литвой и Беларусью. В Вильнюсе нынешним уровнем сотрудничества не удовлетворены. В связи с этим вопрос: какой объем экспорта в Беларусь следовало бы считать оптимальным? И какова желательная структура взаимной торговли?

- По данным Таможенного департамента Литвы, в период с 1997 по 2003 гг. экспорт сельскохозяйственной и пищевой продукции из Литвы в Беларусь колебался в пределах от 45 млн. до 152 млн. литов, а импорт - от 4 млн. до 20 млн. литов. В 2003 г. экспорт достиг 4,5% от общего объема, а импорт - 1%. За 10 месяцев прошлого года взаимная торговля сельхозпродукцией активизировалась. Экспортировано товаров на 171 млн. литов, а импортировано - на 21 млн. литов. Особенно возросли ее объемы перед самым вступлением Литвы в Евросоюз: в феврале-апреле 2004 г. в Беларусь продано товаров на сумму в 106 млн. литов.

В прошлом году Литва продавала в Беларусь преимущественно зерно (пшеницу и ячмень), корма для скота, говядину и другие товары. Сейчас сюда почти не вывозятся традиционные для литовского экспорта  молочные продукты. Импортировались в основном растительное масло, свежие и переработанные овощи и ягоды, минеральная вода и освежительные напитки. Влияние на структуру взаимной торговли оказывает  уровень цен на рынках обеих стран, заинтересованность предпринимателей, информация о рынках и применяемые таможенные платежи. Что касается оптимального объема торговли, то в условиях рыночной экономики он должен быть таким, чтобы взаимно удовлетворять бизнесменов обеих стран.

- Упрек относительно "нестабильных условий для ведения бизнеса" в Беларуси стал уже едва ли не общим местом в высказываниях предпринимателей. А что в это понятие вкладывает государственная инстанция - Минсельхоз Литвы? 

- Действительно, условия ввоза в Беларусь изменились. С 1 января она ввела импортные квоты на кондитерские изделия, шоколад, крупы, муку и некоторые другие пищевые продукты зарубежного производства. При этом Литва не была заранее проинформирована о намерениях Беларуси. Введение импортных квот затрудняет возможности взаимной торговли.

- После российского кризиса 1998 г. литовские переработчики сельхозпродукции переориентировались на рынки Запада. Каковы последствия этого для аграрного сектора страны?

- Литовские продукты сельского хозяйства и питания экспортируются во многие страны Европы, Америки и других регионов мира, однако основные торговые партнеры Литвы сегодня - государства ЕС. Этому благоприятствуют достаточно высокие цены на их стабильных рынках. Наша страна ежегодно экспортирует молочные продукты (сыры, молочный порошок, масло и т.д.), рыбу и рыбные продукты, корм для скота. Наблюдается тенденция роста по большинству этих позиций. До российского кризиса экспорт  сельскохозяйственных и пищевых продуктов в страны СНГ достигал половины всей вывозимой за рубеж продукции, а в 2002г. эта доля снизилась до 19%.

Увеличению вывоза продукции способствуют и выплачиваемые ЕС возвратные выплаты за экспорт. Рост оборота и прибыли предприятий в прошлом году в значительной степени объяснялся улучшением условий торговли со странами Евросоюза - ведь для Литвы как члена ЕС уже упразднены таможенные сборы. Кроме того, мы начали получать субсидии за экспорт на Восток. Например, в 2004 г. молокозаводам выдано 120 лицензий, с использованием которых появилась надежда получить 32 млн. литов компенсационных выплат.

- Как расценивается Литвой Беларусь: в качестве некоего "трамплина" на рынки СНГ? Либо же  как партнер, имеющий свою особую "нишу", возможности разделения труда и кооперации в ней?

- "Трамплином" в страны СНГ для Литвы является Калининградская область и успешно действующие там совместные литовско-российские предприятия.  Беларусь привлекает литовских коммерсантов и экспортеров своей географической близостью, сохранившимися с прежних времен и устоявшимися за многие годы торговыми связями, имиджем хорошего качества своей продукции. Не в последнюю очередь и отсутствием языкового барьера. Белорусский рынок достаточно велик. Взаимную торговлю стимулирует и то, что эта страна - наш сосед. При экспорте продукции сюда сравнительно невелики затраты на логистику. Кстати, в двусторонней комиссии по развитию торговых и экономических отношений между Литовской Республикой и Республикой Беларусь участвует и представитель Минсельхоза Литвы.

Сказанное о Беларуси касается и других восточных рынков, традиционных для экспорта литовской продукции. Поощряя торговлю, Министерство хозяйства учредило должности атташе по коммерции в России и в Украине. Как уже сказано, Евросоюз также стимулирует продажи в третьи страны.

- Структура сельскохозяйственного производства, а соответственно, и его специализация (например, на животноводстве)  в Литве и Беларуси во многом подобны. Не являются ли они конкурентами в торговле с Россией? И нет ли тут препятствий для развития литовско-белорусской двусторонней торговли сельхозпродуктами?

- Похожие природные условия в обеих странах определяют и подобную номенклатуру пищевых продуктов. Поэтому их торговая конкуренция проявляется в сфере качества и цены. Однако традиционно сложилось, что объемы торговли с Россией - наибольшие среди стран СНГ. Со вступлением Литвы в Европейский Союз наши товары экспортируются на одинаковых с другими странами ЕС условиях. Предприятия пользуются поддержкой  общего рынка Европы, поэтому объемы экспорта в Беларусь, как и в иные третьи страны, не должен бы сокращаться.

- Министерство оценивает сельский туризм как одно из возможных направлений сотрудничества с Беларусью. В чем эти возможности?

- В Литве действует Ассоциация сельского туризма, которая организует семинары и активно участвует в развитии этого сектора. В настоящее время лица, занимающиеся агротуризмом, могут получить финансовую поддержку в соответствии с приоритетами Программы развития села на 2004-2006 годы. Думается, наш опыт здесь мог бы пригодиться и белорусам, а сотрудничество с ними было бы взаимовыгодным.

- Спасибо за интервью.

--------------------------------------
Справка "НЭГ"

Как объяснили в Министерстве сельского хозяйства Литвы, колхозов как таковых в стране нет. Ни правительство, ни какой-либо другой орган не доводят до руководителей сельхозпредприятий прогнозные или иные показатели и не требуют отчета о надоях, урожайности, привесах: Каждое хозяйство ведет производство на свой страх и риск, поэтому для него в первую очередь важно не то, сколько произведено, а сколько продано.

По данным всеобщей сельскохозяйственной переписи, на 1 июня 2003 г. в Литве было 272 тыс. действующих хозяйств, располагавших не менее чем одним гектаром земли. В среднем на каждое из них выпадало по 10,4 га земли, в том числе по 9,3 га сельхозугодий. Из общего числа этих субъектов хозяйствования только 610 были сельскохозяйственными товариществами и предприятиями. Они использовали 12% сельхозугодий страны (302,4 тыс. га) и производили на них 22% всей сельхозпродукции. В фермерском регистре начала 2005 г. зарегистрировано 76,6 тыс. хозяйств. На их долю (вместе с семейными) приходится производство 78% продукции аграрного сектора.

В течение 2004-2006 гг. АПК Литвы должен получить от ЕС около 7 млрд. литов - более чем по 16 тыс. литов на каждого работающего в сельскохозяйственном секторе. Поддержка будет распределяться по каналам прямых выплат (в зависимости от площади сельхозугодий и выращиваемых культур), компенсационных выплат (за ранний выход из производства товарной сельхозпродукции, за внедрение аграрной природоохраны, за озеленение сельхозугодий лесом и т.д.) и инвестиционных программ (крупные проекты в области развития села: обустройство молодых фермеров, инвестиции в земельные владения и др.)

Сельское хозяйство Литвы получает поддержку и от ЕС, и от национального бюджета. В 2005 г. она составит 1,5 млрд. литов, причем две трети этой суммы - из европейских фондов. Около половины этой суммы пойдет на прямые выплаты земледельцам.

Около половины из 238 тыс. заявок на них уже удовлетворены. До конца апреля выплаты получат и остальные заявители.  Еще 117 тысяч заявок касаются программы развития села. Около тысячи заявителей ориентируются на инвестиции в земельные владения, на поддержку молодых фермеров. Таким образом, в общей сложности на помощь ЕС претендуют от 300 до 400 тысяч человек. Не все документы, правда, были сразу заполнены без ошибок. Однако неточности исправляются, чтобы все, кому надлежит, получили предназначенные для них средства.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений