Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №91(2587) от 02.12.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4336
EUR:
2.5142
RUB:
3.9841
Золото:
139.24
Серебро:
1.73
Платина:
80.98
Палладий:
148.11
Назад
Консультации
27.05.2003 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Министерство труда и соцзащиты разъясняет

Гарантии при получении второго высшего образования Чем отличается получение второго высшего образования от переподготовки в высших учебных заведениях с получением новой специальности (квалификации)? Какие гарантии и льготы предоставляются лицам, сов...

Гарантии при получении второго высшего образования

Чем отличается получение второго высшего образования от переподготовки в высших учебных заведениях с получением новой специальности (квалификации)? Какие гарантии и льготы предоставляются лицам, совмещающим работу с получением второго высшего образования?

Л.ПЕТРОВА, г.Минск

Статьей 42 Закона "Об образовании" (в редакции от 2002-03-19г. N 95-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь") определено, что переподготовка кадров должна обеспечивать получение новой квалификации соответствующего профиля на уровнях высшего, среднего или профессионально-технического образования. Условием переподготовки кадров является наличие у слушателей документов об образовании соответствующего уровня.

При этом необходимо иметь ввиду, что переподготовка кадров из числа лиц, имеющих высшее образование, завершается присвоением новой квалификации, если объем учебной нагрузки составляет не менее 1000 часов. Полученная квалификация соответствующего профиля и уровня подготовки подтверждается выданным учреждением образования документом о переподготовке, который действителен при предъявлении диплома о высшем образовании.

Что касается получения второго высшего образования, то оно осуществляется в высших учебных заведениях по дополнительным (новым) специальностям после корректировки учебных планов и программ с учетом ранее полученного высшего образования. В случае значительного несоответствия содержания учебных дисциплин полученной ранее специальности требованиям подготовки специалиста по второй специальности приемная комиссия принимает решение о необходимости полного курса обучения. Новое высшее образование подтверждается выдачей диплома.

Получение второго высшего образования в республике регулируется Положением о порядке получения второго высшего образования в высших учебных заведениях Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 12.06.97г. N 699.

Лицам, совмещающим работу с получением второго высшего образования, законодательством о труде предусмотрены такие же гарантии, как и для получающих первое высшее образование. Всем работникам, обучающимся без отрыва от производства, независимо от того, имеют они направление нанимателя на учебу или нет, предоставляются в соответствии со ст.183 Трудового кодекса социальные отпуска, связанные с обучением. Вопросы оплаты социальных отпусков работникам, получающим второе высшее образование без направления (заявки) нанимателя, могут дополнительно регулироваться на основании коллективного или трудового договора. Необходимо отметить, что обучающимся без отрыва от производства трудовым законодательством гарантии предусматриваются в качестве минимальных, но по соглашению между нанимателем и работником может рассматриваться и большой объем льгот.

Геннадий ГРИГОРОВИЧ,
заместитель начальника отдела профессионального обучения и развития трудовых ресурсов департамента по занятости

* * *

Денежная компенсация специалистам

В 2001г. окончила Могилевский библиотечный техникум, по распределению работаю в Жодинской центральной библиотеке. В соответствии с Положением о распределении выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений Республики Беларусь молодым специалистам установлены гарантийные и компенсационные выплаты и другие дополнительные гарантии. За период отпуска, данного по окончании учебного заведения, выпускнику выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии за счет средств тех организаций, в которые он направлен на работу. Однако мне денежная помощь не выплачивалась. Обязан ли наниматель произвести выплату?

Н.АКУЛЕНКО, г.Жлобин

Пунктом 22 постановления Совета Министров от 2002-10-14г. N 1423 предусмотрено, что молодым специалистам, получившим направление на работу по окончании учебного заведения, предоставляется отпуск продолжительностью 1 календарный месяц независимо от того, когда у них были последние каникулы в учебном заведении. За период отпуска им выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, полученной в последнем семестре, за счет средств организаций, в которые молодые специалисты направлены на работу.

В тех случаях, когда молодой специалист не получает стипендию в последнем перед выпуском семестре, полагаемая денежная помощь ему выплачивается исходя из расчета социальной стипендии.

Выплата денежной помощи в размере месячной стипендии является не правом, а обязанностью нанимателя организации, куда направлен для работы молодой специалист.

Отказ нанимателя в выплате компенсаций, гарантированных законодательством, является неправомерным действием, которое может быть обжаловано вами в Жлобинской межрайонной инспекции труда департамента государственной инспекции труда и соцзащиты либо в суде.

* * *

Лишение водительских прав и отстранение от работы

Водитель предприятия за управление личным автомобилем в нетрезвом состоянии в нерабочее время лишен права управлять автотранспортными средствами в течение 3 лет.

Как должен поступить наниматель в данном случае: уволить работника или перевести на другую работу? Увольняться по собственному желанию он не желает.

Выплачивается ли водителю зарплата за время, в течение которого он не был допущен нанимателем к управлению автомобилем в связи с утерей документов?

В.СИНКЕВИЧ, г.Минск

Лишение работника права управлять автотранспортными средствами в течение 3 лет по представлению ГАИ обязывает нанимателя отстранить от работы водителя.

Отстранение от работы не прекращает действия трудового договора, а лишь временно его приостанавливает в части предоставления работы и начисления зарплаты.

В период отстранения наниматель обязан перевести его на другую работу либо предложить ему уволиться по собственному желанию.

При отсутствии возможности перевести работника на другую работу либо при отказе уволиться по собственному желанию применяется п.3 ст.42 Трудового кодекса. Лишение работника уполномоченными органами документа, обязательного согласно законодательству для выполнения конкретной работы (в данном случае водительского удостоверения для водителя), является доказательством несоответствия его занимаемой должности.

Если водитель не допущен к работе в связи с утерей документов, удостоверяющих право на управление автотранспортным средством, то вопрос о дальнейшей выплате ему зарплаты законодательством не урегулирован. Полагаю, что в этой ситуации необходимо перевести данного работника с его согласия на другую работу либо оформить отпуск без сохранения зарплаты для решения вопросов, связанных с получением дубликата водительского удостоверения.

Лариса РОМАНКЕВИЧ,
главный юрисконсульт

* * *

Оплата за работу в ночное время и праздничные дни

Разъясните порядок расчета ночных, праздничных доплат и начисление премий.

В.ЧЕРНЯВСКАЯ, г.Бобруйск

В соответствии со ст.117 Трудового кодекса (далее -- ТК) ночным считается время с 22 часов до 6. На основании ст.70 ТК за работу в ночное время производятся доплаты, которые относятся к компенсирующим выплатам. Все работники за часы работы в названное время имеют право на доплаты. Во всех коммерческих организациях независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности работающим в ночное время наниматель на основании коллективного договора, соглашения или трудового договора обязан устанавливать конкретный размер доплат, который во всех случаях не может быть ниже 20% часовой тарифной ставки (оклада) работника за каждый час работы в данное время. В соответствии с постановлением министерств экономики, труда и финансов от 2000-05-24г. N 105/77/54 на себестоимость продукции (работ, услуг) могут относиться доплаты за каждый час работы в ночное время в размере, не превышающем 40% часовой тарифной ставки (оклада) работника. При установлении доплат в более высоких размерах суммы, превышающие названный размер (40%), выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Для отдельных работников (групп) размер доплат за работу в указанное время нанимателем может дифференцироваться в зависимости от интенсивности выполняемой работы в ночное время, иных факторов.

Для работников организаций, финансируемых из бюджета, размер доплат за работу в ночное время установлен постановлением Минтруда от 2000-01-21г. N 6.

Частью II ст.117 ТК при работе в ночное время предусмотрено сокращение на 1 час продолжительности работы (смены) с сокращением рабочей недели. При применении этой льготы следует учитывать, что расчетная норма продолжительности рабочего времени должна уменьшаться на 1 час за каждую ночную смену. Например, для работника со сменным режимом работы в учетном периоде планируется 5 ночных смен. Для него норма рабочего времени в данном учетном периоде должна быть уменьшена на 5 часов. Оснований для дополнительной оплаты этих часов при повременной форме по месячным должностным окладам (ставкам) не имеется. Что касается работников со сдельной формой оплаты труда или повременщиков, оплачиваемых по часовым тарифным ставкам за фактически отработанные часы в каждом месяце, то им производится доплата в размере часовой тарифной ставки за время (часы), на которое сокращается норма продолжительности рабочего времени в связи с их работой в ночное время (в нашем примере -- за 5 часов). Действие ст.117 ТК в части сокращения продолжительности работы (смены) не распространяется на работников, для которых в соответствии со ст.ст.113 и 114 ТК установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также когда сокращение невозможно по условиям производства, в т.ч. в непрерывных производствах, или если работник принят для работы только в ночное время.

В соответствии со ст.147 ТК работа в государственные праздники и праздничные дни, которые установлены Указом Президента от 26.03.98г. N 157 и объявлены нерабочими днями (далее -- праздничные дни), должна планироваться в графиках работ (сменности) в счет месячной нормы рабочего времени.

Оплата за работу в праздничные дни производится на основании ст.69 ТК, согласно которой каждый час работы в эти дни должен оплачиваться не ниже чем в двойном размере, в т.ч. работникам со сдельной оплатой труда -- не ниже двойных сдельных расценок, а с повременной -- не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

При этом для работников, получающих месячный оклад, оплата за каждый час работы в праздничные дни производится в размере не ниже одинарной часовой или дневной тарифной ставки сверх оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой или дневной тарифной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Рассмотрим на примере наиболее часто возникающие вопросы по оплате за работу в праздничные дни.

Работник, которому установлен суммированный учет рабочего времени с квартальным учетным периодом, в январе 2003г. отработал 177 час., из них 10 час. в праздничный день. Расчетная норма рабочего времени января составляет 167 час. За 10 час. работы в праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени (несмотря на квартальный учетный период) работнику следует заплатить в размере двойной часовой тарифной ставки (сверх оклада).

Другой, работающий с квартальным учетным периодом, в январе отработал 190 час. (сверх месячной нормы 23 час.), в т.ч. 12 час. в праздничные дни 1 и 7 января. За все часы работы в праздничные дни, отработанные сверх месячной нормы, оплата производится с учетом двойной часовой тарифной ставки (сверх оклада). Оставшиеся 11 часов переработки (190-167-12) не считаются сверхурочной работой и не должны компенсироваться оплатой в повышенном размере. Эта переработка компенсируется в другие месяцы квартала путем предоставления работнику дополнительных дней отдыха либо сокращения продолжительности отдельных рабочих дней (смены). При суммированном учете рабочего времени с квартальным учетным периодом рабочее время по графику в целом за квартал должно быть равно квартальной норме рабочего времени (в примере 494 час.).

При месячном учетном периоде работник отработал в январе 190 час., в т.ч. 12 час. в праздничные дни 1 и 7 января. Ему следует заплатить сверх оклада за 12 час. работы в праздничные дни в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки (оклада) и за 11 час. сверхурочной работы (190-167-12) также в двойном размере.

Работник отработал 177 час. (норма -- 167), в т.ч. 12 час. в праздничные дни. Ему следует заплатить сверх оклада за 2 часа работы в праздничные дни в одинарном размере, а за 10 час. работы сверх месячной нормы -- в двойном размере (177-167).

Сотруднику установлена 6-дневная рабочая неделя с выходным днем в воскресенье, в субботу 8 марта работал 5 часов. Сверх оклада ему необходимо заплатить за эти часы работы в праздничный день в размере не ниже одинарной часовой тарифной ставки.

Что касается премии за работу в праздничные дни, то она начисляется на одинарную тарифную ставку (сдельщикам -- на заработок по одинарным сдельным расценкам).

Галина АСОСКОВА,
главный экономист
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений