Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Юридическим лицам
17.12.2002 23 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Министерство труда и соцзащиты разъясняет

Индивидуальные предприниматели и страховые взносы В связи с изменением бюджета прожиточного минимума какой размер уплаты страховых взносов установлен для индивидуальных предпринимателей? В САВЧЕНКО, г.Минск Постановлением Совета Министров от 2002-...

Индивидуальные предприниматели и страховые взносы

В связи с изменением бюджета прожиточного минимума какой размер уплаты страховых взносов установлен для индивидуальных предпринимателей?

В САВЧЕНКО, г.Минск

Постановлением Совета Министров от 2002-10-30 г. N 1503 утвержден бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в сумме 81333 руб.

В соответствии с пунктом 2 Декрета Президента от 2002-07-25 г. N 18 минимальный размер обязательных страховых взносов, причитающихся к уплате в Фонд социальной защиты населения индивидуальными предпринимателями за ноябрь, декабрь и январь составит 29280 руб. (36% х 81333 руб.).

Последний срок платежа за ноябрь -- 14 декабря.

* * *

Индивидуальные предприниматели должны перечислять 15% своего дохода в качестве страховых взносов в ФСЗН. Существуют следующие виды дохода: а) начисленный, б) чистый (после вычета из начисленного дохода расходов), в) облагаемый подоходным налогом (после вычета из чистого дохода льготируемых сумм), г) доход после уплаты подоходного налога (т.е. остающийся в распоряжении ИП). Так с какого же дохода из 4 вышеприведенных видов начислять и уплачивать взносы?

Если обнаружится, что ИП переплатил, можно ли будет зачесть эту переплату в счет будущих платежей в ФСЗН?

С.ГОДЗДЕНКЕР, г.Витебск

В отношении тех видов дохода, о которых упоминает автор письма, следует отметить, что речь идет о доходе индивидуального предпринимателя, определяемом в соответствии с налоговым законодательством для исчисления налогов. Страховые взносы не относятся к налогам, т.к. по своей сути являются отложенной частью зарплаты (дохода) для материального обеспечения граждан при достижении ими пенсионного возраста, инвалидности, по потери кормильца, временной нетрудоспособности и наступлении иных случаев по государственному социальному страхованию. Поэтому вопрос об определении дохода для исчисления страховых взносов регулируется самостоятельными законодательными актами.

Законом "О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь" для индивидуальных предпринимателей установлен размер обязательных страховых взносов 15% от дохода. В соответствии с п. 8 Положения об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда социальной защиты Республики Беларусь (утв. Указом Президента от 5.06.2000 г. N 318 с последующими изменениями и дополнениями) предприниматель самостоятельно определяет свой доход. Доход определяется ежемесячно в произвольной сумме, из которой предприниматель может рассчитать и уплатить страховые взносы. При этом минимальная сумма страховых взносов за истекший месяц должна быть не менее суммы, исчисленной в размере 36% от величины бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения.

Таким образом, исходя из вышесказанного предприниматель вправе сам решать из какого дохода (начисленный, чистый, облагаемый либо остающийся в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов) он будет уплачивать страховые взносы. При этом органы Фонда не принимают во внимание, не учитывают и не проверяют фактический доход, полученный предпринимателем. Органы Фонда контролируют своевременность и полноту поступления минимальной суммы страховых взносов. За август, сентябрь, октябрь эта сумма составит по 29058 руб. (36% х 80717 руб. БПМ), а за ноябрь, декабрь, январь -- по 29280 руб. (36% х 81333 руб.).

Учитывая, что перечисленные в Фонд суммы страховых взносов отражаются на индивидуальном счете предпринимателя, в платежных инструкциях на перечисление платежа необходимо указывать регистрационный номер плательщика, код платежа (23511) и период, за который производится уплата страховых взносов.

Что касается ответа на второй вопрос, то, учитывая, что страховые взносы предприниматель уплачивает из дохода, самостоятельно определяемого за истекший месяц, основание для перерасчета суммы страховых взносов отсутствует.

Елена ХЛУС, начальник отдела методологии и сбора страховых взносов ФСЗН

* * *

Размеры пенсий детям

В каких размерах выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, назначенная на детей, если они проживают в школе-интернате?

Г.ГЕРМАН, г.Минск

Размеры выплачиваемых пенсий по случаю потери кормильца зависят от того, где проживают дети: в семье (дома) или в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах. При этом имеет также значение, находятся ли они на полном государственном содержании. Пенсии по случаю потери кормильца детям, проживающим в семье, выплачиваются в полном размере (т.е. 100% назначенной пенсии) по месту их фактического жительства. Выплата может производиться через предприятия почтовой связи, банковские учреждения, а также предприятия по доставке пенсий. Способ выплаты пенсии выбирает сам получатель пенсии. При этом выплата пенсий несовершеннолетним детям производится их родителям, опекунам (попечителям), а после достижения детьми 18-летнего возраста -- им самим (в случае, когда они имеют право на пенсию по случаю потери кормильца после достижения 18 лет и не признаны недееспособными в установленном порядке).

Поскольку лица старше 18-летнего возраста имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если они обучаются на дневных отделениях учебных заведений (кроме лиц, которые в период учебы состоят на военной службе или на службе в органах внутренних дел), то для продолжения выплаты пенсии по случаю потери кормильца до окончания учебы (но не более чем до достижения 23-летнего возраста) необходимо ежегодно представлять справку об учебе.

В соответствии со ст.85 Закона "О пенсионном обеспечении" детям, потерявшим обоих родителей (круглым сиротам), а также детям умершей одинокой матери за период нахождения на полном государственном содержании выплачивается 50% назначенной пенсии. Суммы, причитающиеся им к выплате, перечисляются на лицевые счета детей, открываемые администрацией интернатных учреждений в сберегательном банке. Согласно ст.174 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье опекунами, попечителями детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в детских интернатных учреждениях на государственном обеспечении или переданных на воспитание в приемные семьи, являются указанные учреждения и приемные семьи. Администрация интернатных учреждений имеет право распоряжаться пенсией в пользу подопечного ребенка, расходовать эти суммы на содержание детей (ст.164 Кодекса).

Другим детям (т.е. не являющимся круглыми сиротами или детьми умершей одинокой матери), находящимся на полном государственном содержании, выплачивается 25% назначенной пенсии.

Согласно инструктивно-методическим письмам министерств финансов и образования на полном государственном содержании находятся дети-сироты и оставшиеся без опеки родителей, проживающие в детских домах (в т.ч. в детских домах семейного типа) и школах-интернатах всех типов.

На полном госсодержании находятся также все дети в специальных школах-интернатах и детских домах-интернатах системы социальной защиты.

На полное гособеспечение на время обучения на подготовительных отделениях и на время обучения в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях зачисляются дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, из числа воспитанников детских домов и школ-интернатов всех типов, а также некоторые категории учащихся и студентов, потерявшие родителей. Всем остальным, не находящимся в период обучения или проживания в школах-интернатах на полном госсодержании, назначенная пенсия по случаю потери кормильца выплачивается в полном размере.

В соответствии со ст.93 Закона "О пенсионном обеспечении" при поступлении пенсионера на полное госсодержание руководитель соответствующего учреждения обязан известить об этом орган, выплачивающий пенсию. Пенсионер (в данном случае имеется в виду получатель пенсии по случаю потери кормильца) также обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. В отдел по труду и социальной защите по месту получения пенсии представляется справка о виде госсодержания, которая выдается руководителем соответствующего учреждения.

Валентина КОРОЛЕВА, начальник отдела организации пенсионного обеспечения

* * *

Трудовые увечья: порядок возмещения причиненного вреда

По последствиям несчастного случая на производстве освидетельствованием МРЭК признан инвалидом III группы с утратой 50% профессиональной трудоспособности и необходимостью перевода на другую работу. Наниматель признал свою вину. В возмещение вреда выплатили единовременное пособие, предусмотренное коллективным договором, и временно перевели на более легкий труд с доплатой до среднего заработка, а в возмещении утраченного заработка исходя из 50% профессиональной трудоспособности отказали. Мотив отказа в том, что средний заработок выше, чем утраченный заработок плюс заработок по нижеоплачиваемой временной работе.

Соответствует ли законодательству решение нанимателя -- причинителя вреда? В каком размере оплачивается временная нетрудоспособность вследствие несчастного случая на производстве?

А.АПАНАСЕВИЧ, г.Солигорск

Вопросы возмещения вреда вследствие несчастного случая на производстве регулируются Правилами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей, утв. постановлением Совмина от 6.07.99 г. N 1028 в редакции постановления от 4.02.2000 г. N 157 (далее -- Правила).

В соответствии с п.19 Правил работнику, временно переведенному на нижеоплачиваемую работу в связи с трудовым увечьем (в пределах одного года), наниматель, ответственный за повреждение здоровья, выплачивает разницу между прежним заработком и заработком по новой работе. Такая разница выплачивается до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности, т.е. определения МРЭК степени утраты трудоспособности, выраженное в процентах. Таким образом, потерпевший не может одновременно получать возмещение утраченного заработка и доплату до среднего заработка при временном переводе на другую нижеоплачиваемую работу в связи с несчастным случаем на производстве.

В вашей ситуации должно быть следующее: перевод на другую постоянную работу, не противопоказанную по состоянию здоровья, и возмещение утраченного заработка исходя из 50% утраты профессиональной трудоспособности и рассчитанного в соответствии с Правилами.

Решение нанимателя о временном переводе на нижеоплачиваемую работу с доплатой до среднего заработка, но без возмещения утраченного заработка, рассчитанного по Правилам, хоть и улучшает материальное положение, не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с п.28 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (в редакции постановления Совмина от 4.04.2002 г. N 421) пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы при временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. При этом максимальный размер пособия за каждый календарный месяц не может превышать 3-кратной величины средней зарплаты рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем каждому месяцу временной нетрудоспособности (п.44 Положения).

* * *

Пункт 2 постановления Совмина от 4.02.2000 г. N 157 "О внесении изменений и дополнений в Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей" предусматривает, что "пересмотр порядка определения размера возмещения вреда (утраченного заработка), назначенного до 1 января 2000 г., может производиться в соответствии с настоящими Правилами начиная с 1 января 2000 г.".

Почему "может производиться", а не "производится"? Что следует понимать под словами "может производиться"?

В.СЕРГИЕНЯ, г.Минск

Прежде чем отвечать на поставленные вопросы, необходимо проанализировать действовавшее ранее и действующее в настоящее время законодательство о возмещении вреда в части взаимосвязи утраченного заработка с получаемой пенсией по инвалидности с данным повреждением здоровья и порядка определения индивидуального коэффициента заработка потерпевшего (ИКЗП).

Действовавший до 1 июля 1999 г. Гражданский кодекс (ГК) предусматривал, что "вред, причиненный гражданину увечьем или иным повреждением здоровья, возмещается независимо от получаемой им пенсии (пособия)" (ст.456). Аналогичную норму устанавливали и Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, утв. постановлением Кабинета Министров от 9.11.94 г. N 172 (далее -- Правила 1994 г.). Кроме этого, Правила 1994 г. расчет ИКЗП определяли как деление среднемесячного фактического заработка потерпевшего, исчисленного за 12 последних месяцев работы, предшествующих причинению увечья, утрате либо снижению трудоспособности в связи с увечьем (по выбору гражданина), на среднемесячную зарплату рабочих и служащих за соответствующий период.

Пункт 2 ст.954 новой редакции ГК, вступившего в силу с 1 июля 1999 г., предусматривает, что "при определении утраченного заработка (дохода) пенсии (кроме пенсии по инвалидности, назначенной потерпевшему в связи с соответствующим увечьем или иным повреждением здоровья), назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда)". Другими словами, размер утраченного заработка уменьшается на размер получаемой пенсии по инвалидности в связи с соответствующим повреждением здоровья. Кроме этого, ст.1149 определяет, что действие ст.954 распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 июля 1999 г., но не ранее 1 июля 1996 г. и причиненный вред остался невозмещенным.

Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей, утв. постановлением Совмина от 6.07.99 г. N 1028, в редакции постановления от 4.02.2000 г. N 157 (далее -- Правила 2000 г.), содержат аналогичную п.2 ст.954 ГК и согласно подп.1.3 Декрета Президента от 4.01.2000 г. N 1 "О некоторых вопросах возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан" (вступил в силу с 1.01.2000 г.) определяют расчет ИКЗП как соотношение ежемесячного фактического заработка за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем, и среднемесячной зарплатой рабочих и служащих РБ в тех же месяцах и выведение среднеарифметического значения коэффициентов фактического заработка за каждый месяц.

Разные подходы к определению ИКЗП, по Правилам 1994 г. или Правилам 2000 г., дают разные результаты. При этом если в заработке потерпевшего не было резких колебаний, то, как правило, различие будет начиная с третьего знака после запятой. Однако нередки ситуации, когда ИКЗП, рассчитанный по Правилам 2000 г., выше, чем по Правилам 1994 г.

Размер утраченного заработка, если решение о возмещении вреда принималось в период с 1 июля по 31 декабря 1999 г., определялся в процентах к откорректированному с учетом инфляции среднемесячному заработку потерпевшего, соответствующих степени утраты им трудоспособности. Другими словами, для корректировки заработка потерпевшего ИКЗП не применялся. Таким образом, для всех случаев возмещения, решение о которых принято в период с 1 июля по 31 декабря 1999 г., размер утраченного заработка определяется только по Правилам 2000 г.

Теперь рассмотрим ситуацию с определением утраченного заработка, решение о котором принято до 1 июля 1999 г. Так как ГК, вступивший в силу с 1 июля 1999 г., по случаям, разрешенным до этой даты, обратной силы не имеет, то определяющим будет желание потерпевшего о том, чтобы размер утраченного заработка определялся по Правилам 2000 г., а оно будет тогда, когда ему будет выгодно.

На практике потерпевшие, получающие пенсию по инвалидности и возмещение утраченного заработка вне связи с ней (пенсией) и ставящие вопрос о перерасчете ИКЗП по Правилам 2000 г., часто забывают (не обращают внимания) на то, что Правила 2000 г. предусматривают уменьшение размера утраченного заработка на размер пенсии по инвалидности в связи с данным трудовым увечьем.

Для этой категории получателей сумм возмещения вреда должно быть: либо ИКЗП по Правилам 1994 г. и возмещение утраченного заработка вне связи с полученной пенсией по инвалидности, либо ИКЗП по Правилам 2000 г. и уменьшение утраченного заработка на размер пенсии по инвалидности.

Как правило, увеличение ИКЗП, рассчитанного по Правилам 2000 г., неадекватно уменьшению утраченного заработка на получаемую пенсию по инвалидности. Возможны и обратные ситуации, однако на практике они еще не встречались.

Что касается потерпевших, которые не получают пенсию по инвалидности, то они в любое время могут реализовать свое право на расчет ИКЗП по Правилам 2000 г. Однако увеличенный размер утраченного заработка, если для этого есть основания, они могут получать не ранее, чем это право будет ими заявлено.

* * *

Пособие на погребение

К заявлению на получение пособия на погребение необходимо приложить подлинник справки, выданной органом ЗАГСа Республики Беларусь. Так как муж умер на территории Украины и его смерть была зарегистрирована в ЗАГСе Украины, то нигде такой справки получить не могу, а без нее пособие на погребение не выплачивают. Как следует поступать в этой ситуации?

В.ИВАНОВА, г.Орша

Положением о выплате пособия (материальной помощи) на погребение и возмещении расходов по погребению специализированной организацией за счет средств государственного социального страхования, утв. постановлением Совмина от 2002-05-23 г. N 660 (далее -- Положение), такая ситуация не рассматривается. Поэтому Минтруда и соцзащиты, руководствуясь п.2 названного постановления, разъяснило письмом (исх. N 13-08/5838 от 2002-11-22 г.) следующее.

В случае смерти граждан Беларуси (в т.ч. и пенсионеров) на территории государств, с которыми заключены договоры о правовой помощи, и регистрация смерти производилась не консульскими учреждениями РБ, к заявлению на получение пособия на погребение за счет средств государственного социального страхования вместо подлинника справки о смерти для получения пособия на погребение, выданной органами записи актов гражданского состояния или местными исполнительными и распорядительными органами по месту жительства или смерти умершего, предусмотренной п.5 Положения, должна прилагаться копия свидетельства о смерти и его перевод на русский (белорусский) язык. В этом случае на оригинале свидетельства о смерти производится запись о выплате пособия на погребение.

Договоры о правовой помощи Беларусь заключила со следующими государствами: Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Литва, Латвия, Польша, Вьетнам, Китай.

Петр ДУБАТОВКА, начальник отдела социального страхования
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by