Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Мингорисполком протягивает руку экспортерам

Совещание по проблемам развития внешней торговли состоялось 13 июня в Мингорисполкоме...
Совещание по проблемам развития внешней торговли состоялось 13 июня в Мингорисполкоме. Участники обсудили пути взаимодействия городских властей, других органов государственного управления и товаропроизводителей для наращивания экспортного потенциала субъектов хозяйствования г.Минска. Тема мероприятия сегодня весьма актуальна. Ведь результаты внешнеэкономической деятельности в этом году не блестящие.

Так, хотя за 4 месяца показатели внешнеторгового оборота по Минску выросли на 2,6%, а положительное внешнеторговое сальдо составило 170 млн.USD, объем экспорта ниже, чем в прошлом году, на 1%. Снизились до 98,2% темпы товарооборота со странами СНГ, а экспорта -- до 93,8%. В то же время импорт вырос по сравнению с 2001 г. на 5,6%. За последние 4 года объем экспорта минчан вырос всего на 120 млн.USD, причем объем услуг лишь на 17 млн.USD. В то же время темпы роста импорта в 8 раз больше, чем экспорта. Ухудшились показатели и провайдеров ВЭД. Крайне низкие показатели инвестиций в экспортоориентированные отрасли еще больше усугубляют ситуацию. Сказались и неблагоприятная конъюнктура рынка, и другие причины.

Участники совещания старались определить системные факторы, влияющие на работу минских предприятий, которые на 60% ориентированы именно на экспорт. До сих пор роль местных властей во внешнеторговой деятельности сводилась к сбору статистических данных. Но пора занять более активную позицию. Положение предприятий напрямую сказывается на городском бюджете. И сейчас Мингорисполком намерен внимательно проанализировать предложения организаций по улучшению ситуации, освоению внешних рынков и защите отечественных производителей и искать пути укрепления позиций минских промышленников.

В свою очередь директорат не стал скрывать от коллег и городской администрации свои проблемы. Они во многом общие, и не только для минчан. Жесткие экологические требования западного рынка не позволяют нам поставлять в Европу свою технику. Экспансия китайской продукции приводит к потере традиционных азиатских рынков. А отсутствие инвестиций ограничивает внедрение в республике новых технологий. Через 5 лет износ основных фондов у ряда предприятий достигнет 100%, а средств на перевооружение нет. Нелегко приходится и на внутреннем рынке. Например, в прошлом году в республике МАЗ смог продать лишь 8 своих автобусов и 700 грузовиков, в то время как импортных машин было куплено соответственно 107 и 2700.

Но и родное законодательство нередко ставит палки в колеса участникам ВЭД. Так, Указ Президента "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" от 4.01.2000г. N 7 содержит 18 пунктов, перечисляющих санкции за нарушение правил ВЭД. Но одними наказаниями экспорт не наладишь. Сроки расчетов за поставки, установленные Указом, не позволяют белорусским предприятиям создать за рубежом полноценную сервисную сеть, которую необходимо обеспечить запчастями на длительный срок. И бегать каждые 3--6 месяцев в Минторг продлевать такие контракты (а их сотни!) -- не лучшее использование рабочего времени. А чтобы вернуть в Беларусь детали, замененные по гарантии, нужно оплатить таможенные пошлины и НДС. Целесообразно ли так усложнять процедуры обслуживания продукции, которую мы с таким трудом продаем?

Серьезным ударом для экспортеров стало изменение порядка зачета НДС, уплаченного при ввозе импортных материалов, введенное Декретом N 14. Это привело к росту себестоимости -- а даже доли процента увеличения цен влияют на объем продаж. Хрупкое соотношение цена -- качество -- сервис легко нарушить, а восстановить свои позиции все труднее не только на зарубежных рынках, но и на отечественном.

Немало "теплых" слов сказали директора в адрес Основных положений по составу затрат. Нормирование рекламных и маркетинговых расходов уже давно стало препятствием на пути продвижения белорусской продукции на мировые рынки. Не меньше вредит требование оплачивать комиссионные вознаграждения из чистой прибыли. Продажа продукции машиностроения в мире, как правило, осуществляется через посредников. Такая организация торговли удобна, выгодна, позволяет снизить риски и, как ни странно, издержки. Кроме того, законодательство ряда стран предусматривает торговлю техникой через национальных дилеров. Но оплачивать их услуги за счет прибыли, которой и так слишком мало, наши производители не в состоянии. В придачу, по нашему законодательству, расходы, не включенные в себестоимость, нельзя учесть при формировании цены. Банальные бухгалтерские проводки вышли за пределы бухучета и потянули вниз макроэкономические показатели. А ведь для решения этих проблем не нужны межгосударственные соглашения. Достаточно Минфину и Минэкономики внести изменения в свои нормативные акты. И увеличение объема реализации обеспечит куда большие налоговые поступления, чем сиюминутная экономия на составе затрат.