$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Миллиард USD на полку склада

11.07.2008

Резидент Беларуси СООО «Международный логистический центр «КМК-логистик» и бельгийская компания «Аntwerp Development Company» (AOI) договорились о паритетном участии в создании транспортно-логистического парка стоимостью 1 млрд. USD в районе Национального аэропорта «Минск-2».

Как сообщил журналистам один из учредителей AOI Фредди Опсомермре, стороны на паритетных началах станут совладельцами учреждаемой компании, которая выступит оператором строительства масштабного логистического центра с транспортной сетью (ТЛЦ) в районе аэропорта «Минск-2».

Скорость реализации проекта, по словам Фредди Опсомермре, зависит от общей ситуации в экономике Беларуси. По оценке бельгийца, выход на 100-процентную мощность запланирован в течение 5-10 лет. В ближайшее время инвесторы сконцентрированы на получении разрешения на вывод 122 га из разряда сельхозземель и максимально скорое завершение формальных юридических процедур, в числе которых — получение одобрения от правительства на сотрудничество компаний.

В структуре ТЛЦ предусмотрено строительство нескольких комплексов — таможенно-терминального, международного выставочного, гостиничного, оптово-розничной торговли. Также планируется возвести логистический, информационно-аналитический, торговый центры, бизнес- центр, проложить скоростную монорельсовую дорогу от Минска.

Вслед за освоением 122 га инвесторы намерены обратиться с просьбой о выделении дополнительного земельного участка площадью более 500 га на территории СЭЗ «Минск». Если белорусскому правительству это предложение покажется интересным, размер затрат на проект превысит 8 млрд. USD.

Воплощение в жизнь таких амбициозных планов даст возможность республике включиться в международные транспортные коридоры № 2 и № 9, которые практически полностью игнорируют территорию страны. В то же время складское хозяйство вокруг Москвы перегружено.

Кроме застройки района аэропорта и СЭЗ «Минск», существуют и другие варианты завлечения иностранных грузов. Как рассказал директор Института экономики Национальной академии наук Петр Никитенко, в ближайшее время на рассмотрение правительства будет направлен проект национальной программы развития логистики. Рабочую группу по подготовке документа возглавляет вице-премьер Андрей Кобяков.

Эксперты задаются вопросом: насколько эффективными окажутся усилия специалистов? Скептики отмечают, что сегодня не удается найти разумного компромисса между интересами частного бизнеса и госструктур, желающих сохранить за собой в ряде создаваемых компаний контрольные пакеты акций.

Без договоренностей с потенциальными инвесторами поднять логистику на должный уровень не получится. Современный ТЛЦ — это склад, автотранспортный парк, контейнерные перевозки, удобные подъезды, возможность заключения сделок на месте, а также необходимая инфраструктура для конечной переработки продукции: штрихкодирования и маркировки, переформирования грузов и т. д. Строительство подобных объектов может обойтись в сумму более десяти миллиардов USD. Изыскать внутренние ресурсы в таких размерах Беларусь не сможет. Кроме того, в стране есть проблемы с подготовкой обслуживающего персонала, опытными застройщиками и т. д.

Пока не найдено взаимовыгодное для всех сторон решение, развитие отрасли будет тормозиться. Хотя необходимо, наоборот, ускориться, для того чтобы ликвидировать отставание от прямых конкурентов, набирающих силу. Не случайно часть грузов даже из России идет в Европу через страны Балтии.

Это не позволяет создать условия для привлечения транзитных грузопотоков и перевозок, уменьшить транспортные издержки в цене внешнеторговых грузов, увеличить экспорт услуг и ВВП, частично удовлетворить спрос отечественных производителей (оптимизация схем доставки товаров покупателю на 25-30% снизит конечную стоимость продукции).

Будем надеяться, что рассмотренные выше проекты, а также скорое утверждение программы развития отрасли и ее правильная реализация позволят белорусам получить свою долю от 500 млрд. EUR европейского пирога соответствующего рынка.

Олег КВАША