$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МИЛЛИАРД НА БЭБИБУМ

24.06.2011

Объем финансирования Национальной программы демографической безопасности Беларуси на 2011–2015 гг. составит не менее 6 трлн. Br, в т.ч. на выплату детских пособий — 5 тлрн. Br, пообещала министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина в ходе рассмотрения проекта программы в Совмине. По оценкам министерства, этих средств должно хватить для того, чтобы к концу пятилетки остановить снижение численности населения Беларуси и создать предпосылки для дальнейшего роста.

Пока обозначен лишь примерный объем поддержки. «Учитывая сложившуюся ситуацию в стране, любые цифры финансирования будут виртуальными», — заметила министр. А потому проект программы предусматривает ежегодное утверждение конкретных сумм и целей, на которые они будут потрачены.

Одной из основных мер поддержки станут пособия на ребенка в возрасте до 3 лет. Их размер с 2012 г. планируют довести до 35–40% средней заработной платы по стране. По мнению М.Щеткиной, бюджет может выдержать и более высокий порог, поэтому семьям с детьми в возрасте до полутора лет размер пособий, возможно, составит до 50% от средней зарплаты.

Проектом программы предусматривается увеличение размера пособий по уходу за ребенком-инвалидом и применение более активных мер по устройству детей-сирот в семьи. Прорабатывается возможность выделения льготных кредитов для проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). По словам М.Щеткиной, в Беларуси бесплодны 16% пар, и ежегодное проведение порядка 1,5 тыс. ЭКО не позволяет закрыть потребности общества в этой процедуре.

В планах правительства — продолжить субсидировать молодые семьи для приобретения жилья. В частности, предусматривается погашение 75% задолженности по льготным жилищным кредитам для семей, имеющих троих детей, 100% — четверых и более. Возможно, компенсационные выплаты распространятся и на жилищные кредиты, выданные молодым семьям на общих основаниях. Хотя, к сожалению, в нынешней ситуации у государства не слишком много резервов для такой щедрости.

Впрочем, подобные траты бюджета вполне резонно было бы назвать инвестициями в будущее страны. Ведь снижение человеческого капитала (по данным Белстата, с 1999 по 2009 гг. население страны уменьшилось на полмиллиона) — это прямой удар по нашему экономическому потенциалу. А старение населения, влекущее рост бюджетных расходов, на фоне долговых проблем усиливает риски. Доля людей старше трудоспособного возраста (22,5%) превышает долю тех, кто его еще не достиг (15,9%). При этом, по данным Белстата, в январе–апреле текущего года коэффициент рождаемости (число рождений на тысячу человек) в среднем по республике составил 10,9, а смертности (число смертей на тысячу человек) — 15, тогда как год назад — 11,1 и 14,8. К сожалению, коэффициент смертности в Беларуси выше, чем коэффициент рождаемости, с 1993 г.

На 1.05.2011 г. в Беларуси численность населения составляет 9 471,9 тыс. человек. Только с начала года нас стало на 9,3 тысячи меньше. Поэтому главная задача программы — стабилизировать численность населения к 2015 году, не допустив ее снижения, и создать условия для демографического роста. Планируемые коэффициенты рождаемости и смертности населения М. Щеткина не назвала, поскольку они могут быть скорректированы в процессе доработки программы. Она подчеркнула, что программа нацелена на рост рождаемости, снижение смертности и оптимизацию миграционных процессов. Особое внимание уделяется укреплению института семьи, повышению социальной защиты, созданию здоровых условий жизни и развития для детей, укреплению системы здравоохранения.

Мероприятия третьего блока проекта программы посвящены миграции. «Необходимо создать привлекательные условия для притока высококвалифицированных специалистов из-за рубежа в Беларусь и для того, чтобы закрепить перспективные отечественные кадры в стране», — подчеркнула М. Щеткина. Заметим, что Беларусь и сегодня привлекательна для некоторых. К примеру, только в январе–апреле 2011 г. в республику прибыло 5 630 человек и выбыло 1 913. Таким образом, миграционный прирост за 4 месяца составил 3 717 человек. Сальдо миграции неизменно остается положительным уже давно. Правда, за этими цифрами качественный состав вновь прибывших не виден: в состоянии ли они заменить тех, кто покидает Родину, и кем будет заселена Беларусь через 20–30 лет?

В таких условиях стратегической социально-экономической задачей становится увеличение рождаемости, существенно ухудшившейся в последние годы. По данным переписи населения, в 2009 г. в республике было немногим более 1,25 млн. домохозяйств, имеющих в своем составе детей в возрасте до 18 лет. Это на 369 тыс., или 23% меньше, чем 10 лет назад. Одновременно удельный вес домохозяйств с одним ребенком увеличился с 58% до 67%, с двумя детьми уменьшился с 36% до 27%, с тремя и более — с 6% до 5%.

Способны ли 100–150-долларовые пособия на ребенка в месяц, предусмотренные проектом демографической программы, исправить ситуацию? И может ли вообще экономическое стимулирование в виде прямой финансовой помощи, субсидий и налоговых льгот повысить рождаемость? На последний вопрос у специалистов нет однозначного ответа. Так, в 1997 г. в журнале Population Studies было опубликовано исследование, в основе которого лежали данные по 22 развитым странам в период с 1970 по 1990 гг. Оно свидетельствовало о том, что увеличение финансовой помощи на 25% влекло прирост коэффициента рождаемости, показывающего среднее число рождений у одной женщины, лишь на 0,07. К слову, для полноценного возмещения поколений в условиях низкой смертности данный коэффициент должен быть выше 2. В США показатель равен 2,1, в Европе — 1,5.

Скептики, говоря о влиянии финансового стимулирования на рождаемость, обращают внимание на то, что данный тренд подвержен воздействию со стороны множества факторов: структуры населения по соотношению числа женщин и мужчин, наличия и доступности средств контрацепции, особенностей культуры и т.д.

Иные рекомендуют демографическую проблему изучать не на межстрановом, а на национальном и региональном уровне. Исследователи Гарвардской школы, изучив ситуацию с рождением в Израиле среди женщин, имеющих двух и более детей, пришли к выводу, что наличие пособия в пределах лишь 1 000 USD в год на каждого ребенка увеличивает коэффициент рождаемости на 8%. Французские экономисты Ги Ларок и Бернар Саланье, используя модель рождаемости и занятости женщин, определили, что увеличение совокупных госрасходов на пособия детям на 0,3% к ВВП повышает коэффициент рождаемости на 0,3.

Впрочем, есть подтверждения и положительному влиянию единовременных выплат на рост рождаемости. Например, в 1991–1996 гг. в провинции Квебек (Канада) за рождение ребенка семье давали разовое пособие в размере 8 тыс. USD. За этот период коэффициент рождаемости увеличился на четверть, до 1,6. После отмены трансферта в течение четырех лет он упал до 1,42. В России введение материнского капитала сопровождалось ростом коэффициента с 1,3 в 2005 г. до 1,54 в 2009-м.

Отметим, в мире также принято соизмерять объем финансовой поддержки семей с ВВП. К примеру, в Израиле такое соотношение составляет 1,5% к ВВП, в России — 0,79%. В Беларуси с учетом заявленной суммы финансирования показатель может приблизиться к 0,7% к ВВП. На первый взгляд цифры достаточно сопоставимы. Однако если учесть, что, по оценке Международного валютного фонда, ВВП на душу населения у нас в 1,15 раза меньше, чем в России, и в 2,1 — чем в Израиле, помощь маленьким белорусам и их родителям не выглядит столь внушительной. Исправить ситуацию можно было бы за счет перераспределения бюджетных потоков, урезав финансирование госаппарата, силовых структур, малоэффективных производств в пользу демографической программы. Однако такой «передел» возможен лишь в случае изменения экономической структуры, столь дорогой для нашей страны.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях