Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Банки и расчеты
18.10.2005 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Микрокредит бюджету

Как налогообложение влияет на работу кредитных союзов...

Как налогообложение влияет на работу кредитных союзов

2005 год объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом микрокредитования. Целесообразность развития этой системы финансирования признавалась и в Республике Беларусь, причем на самом высоком уровне. Одно из наиболее интересных и перспективных направлений развития в этой области - институт кредитных союзов - недавно начало развиваться и у нас.

Кредитные союзы, зародившиеся в конце XIX века, широко распространены в мире благодаря своей демократичности и доступности. В Беларуси в 1885 г. было создано Минское городское кредитное общество. К 1915 г. денежные обороты обществ взаимного кредита Беларуси составляли более 250 млн. руб.

Современной нормативной базой работы кредитных союзов в нашей стране являются Гражданский кодекс, законы от 16.10.1996 г. "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь" и от 2002-02-25 г. "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь", постановления Совмина от 21.12.1999 г. № 1972 "Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства", а также  Минфина и Минэкономики от 4.05.2000 г. № 48/87 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета для обществ взаимного кредитования  субъектов малого предпринимательства".

Идея развития движения кредитной кооперации в Республике Беларусь поддержана Минтруда и соцзащиты, Минэкономики, Мингорисполкомом.

Деятельность, осуществляемая кредитными союзами, не является альтернативной банковской, однако выгодно отличается доступностью и оперативностью, а также рядом других признаков:

кредитный союз - это некоммерческая организация. Ее целью является не получение прибыли, а удовлетворение потребностей пайщиков в финансовой взаимопомощи. Упрощенная схема оформления и выдачи займа позволяет получить денежные средства в течение нескольких часов. Причем целевое назначение займа не требуется, а ставки процентов определяют члены союза на общем собрании. Единственное требование - своевременный возврат средств. Кроме того, член кредитного союза может разместить свободные денежные средства на кратковременное хранение в кредитный союз под проценты большие, чем в банке.

10 сентября 2004 г. в Минске был зарегистрирован первый в республике кредитный союз, объединяющий физических лиц - потребительский кооператив "Столичный клуб взаимопомощи". Это некоммерческая организация, целью деятельности которой является предоставление своим членам временной финансовой помощи, а также оказание услуг по хранению сбережений. Члены ПК - жители столицы и Минской области, которые из-за низкого заработка, отсутствия залога и других причин не могут получить кредит в банке. Членство в ПК позволяет им в кратчайшие сроки получить небольшую, но своевременную финансовую поддержку.

ПК как пилотный проект международного движения кредитной кооперации в нашей стране ставит перед собой задачи борьбы с бедностью, содействует самозанятости населения, вовлечению средств населения в хозяйственный оборот страны. В настоящее время идет регистрация кредитных союзов в Бресте, Могилеве, Витебске и других городах страны.

Однако первый же опыт работы кооператива выявил ряд проблем, и прежде всего, - в сфере налогообложения займов, выдаваемых участникам кредитного союза.

Исходя из требований п.3 ст.17 Закона "О подоходном налоге с физических лиц" вся сумма займа, выданная члену кредитного союза, признается объектом налогообложения и облагается подоходным налогом. Налог вносится в бюджет кредитным союзом за счет собственных средств и возвращается после того, как участник союза вернет заем. То есть эта сумма рассматривается как доход заемщика - объект налогообложения. Эта позиция основана на норме ст.760 Гражданского кодекса, согласно которой денежные средства по договору займа передаются заемщику в собственность. При этом не учитывается, что с экономической точки зрения заем станет доходом только в том случае, если он не будет возвращен.

Понятно, что нормы п.3 ст.17 Закона направлены на предотвращение уклонения от уплаты налогов и укрепление расчетной дисциплины. Но в результате кредитный союз уплатил в бюджет 4,5 млн. Br подоходного налога - практически весь свой паевой фонд.

Отмечу, что специфика деятельности и одновременно один из главных принципов деятельности кредитного союза заключается в том, что займы своим участникам кредитный союз выдает за счет средств, предоставленных другими участниками. Принципы взаимного доверия и взаимопомощи - гарантия возврата участниками полученных займов. В противном случае теряются цели создания и целесообразность деятельности союза.

С другой стороны, предусмотренный ч.3 ст.17 Закона порядок предварительной уплаты подоходного налога содержит исключения и не распространяется на:

- займы и кредиты, полученные физическими лицами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилых помещений;

- иные кредиты, полученные физическими лицами в банках:

- на ссуды, займы и кредиты, полученные на общих основаниях физическими лицами, работающими в банках.

Таким образом, банки - коммерческие организации, целью которых является извлечение прибыли, находятся в более выгодном положении, чем некоммерческие организации - кредитные союзы, основной задачей которых должна быть финансовая поддержка малообеспеченных граждан, не имеющих возможности стать клиентами банков.

Другая проблема связана с привлечением средств. Проценты, выплачиваемые кредитным союзом пайщикам по привлеченным денежным средствам (в отличие от банковских депозитов), облагаются подоходным налогом в общеустановленном порядке. Кроме того, налогообложение доходов самих кредитных кооперативов осуществляется без учета специфики их деятельности. Отчисления в целевые бюджетные фонды, уплачиваемые единым платежом, производятся со всей суммы полученных процентов от заемщика, без учета сумм, которые выплачивает кредитный кооператив своему вкладчику. Это существенно влияет как на размер процентных ставок при выдаче займов, так и на доходы пайщиков.

Вышеуказанные проблемы существенно препятствуют развитию кредитных союзов в стране, повышению их финансовой устойчивости. Поэтому законодательство, регулирующее данную сферу деятельности, нуждается в редактировании. Лишь тогда белорусские кредитные союзы смогут в полной мере выполнять функцию социальной защиты в жизненно важной для граждан сфере финансовых услуг.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений