$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Мигранты первой необходимости

15.11.2016

Миграционное законодательство меняется в соответствии с национальными интересами и потребностями рынка труда. О приоритетах при управлении процессами внешней трудовой миграции рассказал «ЭГ» начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей БЕГУН.

– Алексей Юрьевич, cколько иностранцев занято сегодня в экономике Беларуси? В поисках какой работы они приезжают, кто по квалификации?

– Беларусь сохраняет привлекательность для трудовых мигрантов, несмотря на некоторое снижение числа иностранцев, прибывающих в страну для осуществления трудовой деятельности. Так, если в 2014 г. в республике работало почти 38 тыс. иностранцев, то в 2015-м – порядка 30 тыс. Для сравнения, в 2012 г. их было немногим более 8 тыс., в 2013-м – около 18 тыс. Снижение общего числа иностранцев, прибывших в 2015 г. для работы в Беларусь, связано с уменьшением потока трудовых мигрантов из Украины (в 2014 г. – более 17,7 тыс., а в 2015 г. – чуть более 14 тыс.) и некоторой стабилизацией ситуации в юго-восточных регионах соседней страны.

За 9 месяцев 2016 г. на основании подписанных договоров и контрактов, представленных в подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, в Беларусь на работу по контракту прибыл 14 281 трудящийся-иммигрант (9 мес. 2015 г. – 24 314). В основном – граждане Китая (6413), Украины (4754), России (1733), Узбекистана (457). Подавляющее большинство трудящихся-иммигрантов прибыло в Беларусь по рабочим специальностям – примерно 8,2 тыс. Квалифицированными работниками и специалистами трудоустроились 3,7 тыс. чел., в сельском хозяйстве – 843 чел., руководителями – 790 чел., в сфере обслуживания, торговли – 701 чел.

– Надо ли активнее привлекать в экономику высококвалифицированных специалистов и каким образом?

– С 15 июля 2016 г. в Закон «О внешней трудовой миграции» внесены изменения и дополнения. В частности, появилось понятие «высококвалифицированный работник». Это иностранец, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина месячной зарплаты которого согласно условиям трудового договора превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в РБ.

Кроме того, нанимателей РБ, планирующих привлекать более 10 иностранных граждан, освободили от обязанности получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы при использовании труда высококвалифицированных работников, а также в случае, когда иностранец привлекается в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал в качестве собственника имущества, учредителя, участника.

Это позволит создать условия по привлечению в страну высококвалифицированных специалистов из числа иностранцев, а также иностранцев, учреждающих в Беларуси коммерческие организации.

– Ведется ли у нас отбор трудящихся-иммигрантов исходя из потребностей рынка труда?

– В соответствии с Законом о внешней трудовой миграции иностранные граждане могут работать в Беларуси после получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в РБ и после заключения трудового договора. При этом трудящийся-иммигрант может занять вакансию на нашем рынке труда только при условии, что на свободное рабочее место не претендует гражданин РБ или иностранец, постоянно проживающий в Беларуси.

Планирующие привлекать для работы иностранцев наниматели РБ обязаны получить: разрешение на привлечение иностранной рабочей силы – при использовании труда иностранцев, в количестве, превышающем 10 человек; специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью на каждого иностранца. Выдаются эти документы только с учетом ситуации на рынке труда.

Для получения заключения о возможности выдачи разрешения или специального разрешения направляется запрос в орган занятости. Таким образом, на национальный рынок труда трудящиеся-иммигранты попадают только после согласования с комитетами по труду и занятости, координирующими ситуацию на рынке труда, при наличии возможности привлечения нанимателями иностранных специалистов.

– Есть ли для иностранных трудящихся-мигрантов ограничения при трудоустройстве в Беларуси?

– Они не могут быть приняты на госслужбу, в органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований, не могут являться работниками военизированной охраны.

– В этом году более 400 иностранцев получили компенсации на переезд и трудоустройство. Какова сумма этих выплат и условия их получения?

– Расходы на переезд в РБ и первоначальное обустройство компенсируются иностранным гражданам и лицам без гражданства, получившим разрешение на постоянное проживание в РБ по двум основаниям: они являются работниками и специалистами, в которых нуждаются организации РБ, или обладают исключительными способностями и талантом, имеют выдающиеся заслуги перед РБ, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта.

Право на компенсацию имеют также супруг (супруга), несовершеннолетние дети, в т.ч. усыновленные (удочеренные), иностранцев, имеющих разрешение на постоянное проживание по названным основаниям. Причем законодательство не ограничивает срок, в течение которого члены семьи постоянно проживающего иностранца должны также получить разрешение на постоянное проживание, для того, чтобы не утратить право на компенсацию расходов на переезд и обустройство.

В 2014 г. постановлением Совмина № 645 было определено, что в случае получения разрешения на постоянное проживание иностранцу выплачивается однократная денежная компенсация в размере 5 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденных на дату принятия решения о выдаче разрешения на постоянное проживание. Такая выплата осуществляется наличными денежными средствами на основании заявления иностранца и иных документов в соответствии с законодательством об административных процедурах, за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание органов внутренних дел на соответствующий финансовый год. Заявление принималось в течение 60 дней с даты принятия решения о выдаче разрешения на постоянное проживание.

В июне т.г. законодательство изменилось. Однократная денежная выплата составляет сейчас 2 бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Она, как и ранее, предоставляется иностранцу на основании его заявления, однако оно подается по истечении 6 месяцев с даты принятия решения о выдаче разрешения на постоянное проживание, но не позднее 1 года с даты принятия решения.

Однократную денежную выплату на несовершеннолетнего иностранца получает один из родителей, который в своем заявлении обращается за получением «пособия» на себя и на несовершеннолетнего.

Компенсация не выплачивается, если не представлены необходимые документы (прим. ред.: указанные в подп. 2.45 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утв. Указом Президента от 26.04.2010 № 200) либо нарушены сроки обращения за получением компенсации.

– Что предпринимается для удержания в стране образованной молодежи, в т.ч. студентов-иностранцев?

– С 15 июля т.г. обновлен перечень иностранцев, на которых не распространяется действие Закона о внешней трудовой миграции. В него вошли те, кто трудоустраивается в нашей стране по получаемой специальности в период обучения в белорусском вузе или в течение года после получения в нем специальности и присвоения квалификации. При приеме на работу таких лиц наниматель не должен получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а также специальное разрешение.

Это создает благоприятные условия для получения иностранцами практического опыта работы по специальности, а также возможность формировать положительное миграционное сальдо за счет иностранцев, фактически интегрированных в белорусское общество, заполнять квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных секторах экономики, например, в здравоохранении.

– Что происходит с потоком выезжающих на работу за границу белорусских граждан?

– С 2009 по 2012 г. количество выехавших для работы за границу постоянно увеличивалось (примерно 4,2 тыс. – в 2009 г., 5 тыс. – в 2010-м, 5,2 тыс. – в 2011-м, 6,5 тыс. – в 2012-м). Затем наступил спад (5,7 тыс. – в 2013 г., 5,4 тыс. – в 2014 г.). В 2015 г. количество выехавших на работу за границу вновь несколько увеличилось – до 6,3 тыс. человек.

За 9 месяцев т.г. на основании подписанных договоров и контрактов, представленных в подразделения по гражданству и миграции ОВД, на работу за рубеж выехало 5,9 тыс. человек (годом ранее – 5,3 тыс.). Большинство из них направилось в РФ (3,7 тыс.), США (711 чел.), Польшу (602 чел.). Более 4 тыс. белорусов трудящихся-эмигрантов устроилось на вакансии по рабочим специальностям. Сфера обслуживания, торговли приняла 1,4 тыс. чел., сельское хозяйство – 348, квалифицированными рабочими и специалистами устроились 42 чел., руководителями – 20 чел. Выехало более 4,2 тыс. мужчин и примерно 1,7 тыс. женщин.

– Позволяет ли наше законодательство свободно перемещаться в поисках работы на иностранных рынках труда?

– Законодательство не запрещает гражданам РБ самостоятельно выезжать и трудоустраиваться за границей, используя право на свободу передвижения. Увеличению числа самостоятельно выезжающих способствуют интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза. В целом мобильность трудовых ресурсов в странах – участницах ЕАЭС растет, что помогает формированию здоровой конкуренции на общем рынке труда.

– По вашим данным, в Россию выехало почти 4 тыс. человек, но есть ведь и альтернативные цифры?

– Да, по неофициальной информации, в РФ работает ежегодно около 50 тыс. наших соотечественников. Однако кризис в российской экономике привел к спаду инвестиций в строительство и сферу обслуживания. Соответственно, многие компании там сократили рабочие места.

– Зачем трудовому мигранту из Беларуси регистрироваться в Департаменте по гражданству и миграции?

– Часто граждане, которые нашли работу за рубежом без помощи специализированных компаний, а через знакомых, друзей, родственников и т.д., не имеют легального статуса в стране пребывания (т.е. разрешения на проживание и/или разрешения на работу, или временной регистрации). Это значит, что они проживают и/или работают за рубежом незаконно. Поэтому при нарушениях их прав они становятся абсолютно беззащитными.

Выезжая на работу самостоятельно, не зная точных и проверенных данных о работодателях, можно стать жертвой торговли людьми, объектами незаконного ввоза с целью сексуальной, трудовой и иных видов эксплуатации. Законодательством предусмотрено, что граждане РБ и иностранцы, имеющие разрешение на постоянное проживание в Беларуси, самостоятельно выезжающие за пределы республики для трудоустройства, до даты выезда из РБ вправе уведомить подразделение по гражданству и миграции ОВД по месту жительства или месту пребывания о выезде за пределы Беларуси для трудоустройства, а в случае заключения трудового договора в РБ до выезда в государство трудоустройства – также о сроке выезда, иностранном нанимателе, условиях труда и проживания, включая порядок оплаты труда и социального обеспечения. Это поможет защитить права, свободы и законные интересы граждан в случае непредвиденных проблем.

Беседовала

Елена ПЕТРОШЕВИЧ