$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

MICHELIN НАЕЗЖАЕТ СЕТЬЮ

08.10.2010

В 2010 г. рынок легковых шин в Беларуси вырастет на 7,5% по отношению к прошлому году, в т.ч. за счет увеличения продаж продукции Michelin, сообщил на пресс-конференции в Минске региональный директор этой французской компании по развитию бизнеса Николай МАЗАЕВ.

Сегодня на тысячу белорусов приходится 232 автомобиля. И хотя по этому показателю мы уступаем США, Германии, да и России (750, 350 и 235 легковушек соответственно), их число у нас продолжало расти даже в условиях кризиса.

А вот отечественный шинный рынок сполна ощутил его влияние. В 2009 г. он сократился по сравнению с предыдущим годом на 26% — до 1,1 млн. шин. Однако затем падение прекратилось, и сейчас, как свидетельствует статистика, автомобилисты все активнее избавляются от старых шин. В нынешнем году их замена на новые увеличится на 82,5 тыс. покрышек. В 2011 г. объем белорусского рынка легковых шин вырастет, как прогнозируется, еще на 10%. «В настоящее время львиную долю этого рынка составляет продукция «Белшины» и российских производителей», — отметил Н.Мазаев.

Бобруйчанам в самом деле грех жаловаться на соотечественников. Росту потребления способствует и ориентация «Белшины» на продукцию бюджетного класса, что особенно оправдано в условиях невысоких заработков большинства автовладельцев. Кстати, покупательские предпочтения, сформировавшиеся в кризисном 2009 г., по данным торговли, доминируют и нынче. Они связаны с приобретением более дешевых покрышек, в то время как в 2008 г. быстрыми темпами рос рынок премиального сегмента.

Между тем в Беларуси компания Michelin намерена позиционировать себя как раз в этом сегменте. По мнению ее представителей, среди белорусов достаточно высока доля обеспеченных граждан. Кроме того, расчет на успешный бизнес связан и с нашими соотечественниками со средним достатком, наслышанными о качестве продукции французского гиганта. Его основными конкурентами в нашей стране являются также именитые компании — Continental AG (Германия), Nokian (Финляндия), Bridgestone (Япония).

Впрочем, Michelin соперничает с ними по всему миру. Правда, 2009 г. оказался для компании неудачным, убытки составили 122 млн. EUR. Поэтому руководство решило изменить стратегию, сделав ставку на продвижение продукции на развивающихся рынках. Помимо Китая, Индии, Бразилии, России, в этот список был внесен ряд других стран, в т.ч. Беларусь.

Изменение стратегии, похоже, оправдывает себя. В 2010 г. Michelin работает уже с прибылью, которая по итогам первого полугодия составила 504 млн. EUR. Правда, сколько удалось заработать в нашей стране, в компании не рассекречивают. Сейчас она делает первые шаги в организации цивилизованного бизнеса в Беларуси, что, кстати, могло бы стать весьма поучительным примером для белорусских субъектов хозяйствования, ориентированных на экспорт.

Как прозвучало на пресс-конференции, все началось с выделения в структуре транснациональной компании специальной дирекции по развитию бизнеса в нашей стране. Дирекция, в свою очередь, утвердила круг первоочередных задач и план действий по их выполнению. «Это глубокое изучение специфики белорусского рынка, оптимизация каналов поставки продукции, увеличение здесь числа технико-коммерческих представителей, развитие сети профессиональных шинных центров Tyreplus», — рассказал Н.Мазаев.

Например, шинная дистрибьюция в Беларуси, как установлено Michelin, имеет ряд отличительных особенностей. Сегодня 89% шин в стране реализуется через каналы без сервиса — открытые рынки, магазины автозапчастей и т.д. И только 11% покрышек распространяются в местах продаж, в частности, автосалонах, профессиональных шинных центрах, где «переобувают» автомобили.

Между тем такая услуга, как показывает опыт западных стран, весьма сопутствует шинному бизнесу. Представители Michelin уверены, что она будет востребована и белорусскими автомобилистами. Поэтому данный сервис является обязательным в сети Tyreplus, которую французы формируют по всему миру, внедряя в ней единые стандарты организации бизнеса.

В эту сеть уже включены и два шинных центра в Беларуси, созданных в партнерстве с нашими предпринимательскими структурами — ЗАО «КиС» (Витебск) и ООО «Торговая шинная компания» (Минск). До конца 2010 г. появятся еще два.

Разумеется, в экономических интересах Беларуси было бы вовлечение французского гиганта в ее производственную сферу, например, посредством создания СП с «Белшиной». Ведь сегодня 72 завода Michelin работают на территории 19 стран, производя шины не только для легкового автотранспорта, но и грузовиков, сельскохозяйственной техники, велосипедов, мотоциклов, самолетов и даже космических челноков.

Пока реализация таких инициатив не предвидится — действующие мощности позволяют выпускать продукцию в достаточных объемах, прокомментировал Н.Мазаев ближайшие инвестиционные планы компании. Но завтра, естественно, они могут измениться. В более чем столетнем опыте Michelin по ведению бизнеса таких примеров не счесть. Все зависит от Беларуси. Потенциальный инвестор должен быть убежден в безопасности и окупаемости здесь своих вложений.

Иван МИХАЛЕВИЧ