Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Международные стандарты финансовой отчетности:

сквозь тернии в практику
сквозь тернии в практику

В Беларуси программа перехода на международные стандарты финансовой отчетности утверждена еще в 1998 году постановлением Совмина №694, ее внедрением занимаются Национальный банк и Минфин. Половина стандартов частично уже применяется. Одни - в годовой отчетности (как "Отчет о движении денежных средств"), другие - в альтернативных версиях (например, "Учет влияния инфляции"). Национальный банк выбирает второй вариант в случае сложности стандарта или существенного его расхождения с законодательством. Такая осторожность необходима, поскольку иначе отсутствие нормативной базы может замедлить разработку и внедрение МСФО.

Сегодня отчетность по МСФО входит в состав годового отчета банков, обслуживающих международные кредитные линии, а расходы на ее составление и аудит уменьшают налогооблагаемую базу.

Внедрение МСФО позволяет получить достоверную оценку эффективности деятельности банка, информацию для расчета всех значимых банковских нормативов и рисков. Наличие такой отчетности улучшает репутацию кредитно-финансовой организации, что обеспечивает более широкие контакты, удешевление кредитов, улучшает инвестиционную привлекательность. Основными пользователями международной финансовой отчетности банков являются банки-корреспонденты и кредиторы,  рейтинговые агентства, страховые компании, зарубежные акционеры.

Минфин предложил применять отдельные принципы МСФО при составлении годовой финансовой отчетности соответствующим постановлением от 2003-12-30 г. №16. Изменения в законодательстве по бухучету, начатые в 2004 г., могут способствовать переориентации белорусской бухгалтерской отчетности на информационные нужды не только фискальных органов, но и других пользователей: инвесторов, кредиторов, менеджеров. Однако для унификации белорусских правил составления финансовой отчетности с МСФО еще многое предстоит сделать.

Поскольку применение МСФО предполагает  выбор учетных политик, влияющих на финансовые результаты, знаниями МСФО должны быть вооружены специалисты служб управления финансами. Их обучение приходится начинать практически с нуля. Не хватает качественных переводных учебных материалов, а обучение с использованием оригинальной английской литературы требует хорошего знания иностранного языка.

Тем не менее интерес финансовых и промышленных организаций к МСФО растет. Его поощряет участие в международных конференциях, где обсуждается тематика корпоративного управления и отчетности. В России высокий уровень теоретической подготовки обеспечивает ряд международных учебных организаций, курсы проводятся на русском языке. Такое обучение можно пройти не только за рубежом, но и в Беларуси на курсах БГУ, проводимых совместно с компанией "Делойт и Туш". Проявляют интерес к МСФО и отечественные собственники. Так, белорусские акционеры ряда банков запрашивают копии международной финансовой отчетности для  анализа. Иногда решение о выплате дивидендов принимается с учетом или на основании величины прибыли, рассчитанной по МСФО.

В Беларуси сейчас 14-16 коммерческих банков добровольно составляют отчетность по МСФО. Пока все они прибегают к помощи консультантов. Международные отчетности 12 выше названных банков подтверждаются "Делойт и Туш".

Белорусские правила учета пока довольно далеки от международных. Особенно значительна разница в требованиях к раскрытию информации, оценке и признанию активов, пассивов, доходов и расходов. Недостаточное понимание глубины и серьезности таких расхождений существенно влияет на реализацию мероприятий по реформированию бухучета в стране. В результате западные инвесторы скептично воспринимают белорусскую отчетность.

Требования МСФО к раскрытию информации подразумевают реорганизацию информационных систем с целью более гибкого, достоверного и своевременного сбора данных для формирования отчетности. Особенно эта проблема актуальна для многофилиальных белорусских банков.

Использование опыта внешних консультантов и аудиторов, конечно, связано со значительными затратами. Однако эти расходы невелики в сравнении со стоимостью привлекаемых (с помощью международной отчетности) кредитов. Более того, наличие такой отчетности способно удешевить стоимость заемных средств.

Часто руководство организаций воздерживается от составления отчетности по МСФО в силу высокой стоимости этой услуги, особенно если нет уверенности в получении позитивных финансовых результатов. Но такие решения тем более отталкивают от участия в проекте зарубежных инвесторов. Для них открытость руководства и прозрачность отчетности предприятия не менее важны, нежели прибыльность. Иногда инвестор готов вкладывать средства даже при наличии текущих убытков предприятия, если отчетность демонстрирует тенденцию их ежегодного снижения.

Порой руководство просто опасается признать то, что организация не работает достаточно эффективно и несет убытки. В таком случае заинтересованность в составлении отчетности по МСФО должна быть прежде всего у собственников.

Велико значение МСФО при оценке инвестиционных рисков. Они возрастают при недостатке достоверной финансовой информации об объекте инвестиций. Чем выше  риски, тем выше дисконт к стоимости приобретаемых активов, тем дешевле  собственник вынужден продавать свою собственность. Снизить неопределенность, уменьшить инвестиционные риски и таким образом поднять цену продаваемой собственности помогает международная отчетность.

Применение МСФО улучшает деловую репутацию страны в целом. Внедрение стандартов (является одной из рекомендаций Мирового банка и МВФ) рассматривается как готовность к реформам и интеграции в мировое экономическое сообщество.

Высокие темпы внедрения МСФО в Евросоюзе и странах СНГ не позволяют Беларуси игнорировать столь важное конкурентное преимущество в привлечении внешних инвестиций. Оно заключается в большей привлекательности страны в целом и отдельных предприятий благодаря эффекту прозрачности финансов, обеспечиваемому этой системой. Поэтому необходимо ускорить адаптацию национального законодательства к требованиям МСФО.

-----------------------------
СПРАВКА. Еще 5-7 лет назад было сложно определить, будет ли доминирующей в мире какая-либо система бухучета. На роль эталона претендовали учетные правила США - US GAAP и Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Хотя первые достаточно  распространены и за пределами США, эти правила не смогли стать мировым лидером из-за своей зарегулированности. Приоритет предписаний перед принципами, характерный для US GAAP (как, впрочем, и для белорусского бухучета) - существенный недостаток, препятствующий их адаптации. Поэтому серьезные шансы стать глобальными стандартами имеют МСФО, разработанные Советом по МСФО (IASB) при поддержке  Международной  федерации бухгалтеров (IFAС).

В 1995 г. Международная организация биржевых регуляторов (МОБР) при поддержке Комиссии по ценным бумагам и биржам США и IFAС создали программу по доработке и утверждению "ядра" МСФО, принципы которых должны  применяться в национальных системах стран-членов МОБР. В результате  биржи ведущих западных стран начали принимать финансовую отчетность, составленную по МСФО.

С 1 января т.г. все компании, котирующиеся на биржах ЕС, обязаны предоставлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Это решение затрагивает более 7 тыс. европейских компаний. Ряд развивающихся стран  утвердили МСФО в качестве национальных стандартов учета. Российские банки с III квартала 2004 г. составляют помимо национальной и отчетность по МСФО. К концу следующего года российская банковская система должна перейти на МСФО окончательно.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений