Международному налогообложению – международный контроль
Страны, присоединившиеся к автоматическому обмену налоговой информацией, по оценке Организации международного сотрудничества и развития (ОЭСР), получили 75 млрд. USD дополнительных доходов. Такие данные были названы на встрече министров финансов стран G20 в Вашингтоне 14 октября т.г.
По мнению участников встречи, международный план по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, который по поручению G20 реализует ОЭСР, является движением в правильном направлении. Это показывают уже первые результаты. После того как начал осуществляться автоматический обмен налоговой информацией, по данным ОЭСР, в бюджеты государств всех уровней уже дополнительно поступило 75 млрд. USD.
Существенный прогресс многих стран в обеспечении эффективности своих льготных налоговых режимов, чтобы они не приводили к размытию налоговой базы и перемещению прибыли, зафиксирован и в опубликованном 16 октября отчете ОЭСР по результатам анализа применения п. 5 Плана действий BEPS. Напомним, этот пункт оговаривает границы допустимости льготных налоговых режимов в отношении ряда доходов, в т.ч. от оказания финансовых услуг и интеллектуальной собственности. Это «мобильные» типы доходов, перемещать которые международные компании могут относительно легко и без особых на то затрат. План BEPS предполагает соответствие экономической сущности взимания налогов и функционирования компаний, пользующихся льготами.
Анализ 164 различных режимов льготного налогообложения в 102 странах показал, что 99 режимов требуют корректировок для обеспечения соответствия. Корректировки в 93 из них были внесены или начали вноситься к моменту выхода отчета. Абсолютно «чистыми», не несущими в себе рисков признаны 56 режимов, а еще по 9 заключения запаздывают ввиду различных «смягчающих обстоятельств».
Таким образом, многие юрисдикции работают над устранением налоговых практик в рамках своих льготных режимов. По словам директора направления ОЭСР по налоговой политике и администрированию Паскаля Сэн-Амана, изменены или находятся в процессе замены практически 95% режимов, где необходимы корректировки.
В настоящее время в рамках единого стандарта ОЭСР по автоматическому обмену налоговой информацией (CRS) заключено более 1800 двух- и многосторонних соглашений между 102 странами. Часть из них уже действует, остальные должны вступить в силу в 2018–2019 гг. В мае т.г. центр налоговой политики ОЭСР в рамках Портала автоматического обмена запустил систему раскрытия схем, направленных на обход единого стандарта (CRS) автоматического обмена информацией о счетах налогоплательщиков. Система позволяет заинтересованным сторонам сообщать о потенциальных схемах уклонения от предоставления информации в рамках автоматического обмена.
В следующем году к автоматическому обмену налоговой информацией присоединяется Россия. По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, это принесет стране «дополнительную информацию и, соответственно, справедливость в уплате налогов». Беларусь пока в этом процессе не участвует.
Особое внимание ОЭСР и другие заинтересованные страны уделяют рискам и перспективам регулирования цифровой экономики. Так, на встрече «финансовой» G20 было предложено создать единую информационную базу цифровых компаний, чтобы осуществлять мониторинг их деятельности. Это должно повысить администрирование и повысить справедливость налогообложения таких компаний. С помощью мониторинга национальные финансовые регуляторы надеются следить за уплатой ими налогов. Однако речь идет не только о фискальных интересах, но и о регулировании цифровой экономики в целом. Эти факторы придется принимать во внимание и белорусским законодателям, если они попытаются создать льготные налоговые режимы для «цифровых» международных корпораций.