$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

МЕЖДУ ТРАНШАМИ ОТЧЕТАМИ НЕ МАШУТ©

15.02.2013

После благополучного поступления в Минск 4-го транша кредита АКФ ЕврАзЭС в сумме 440 млн. USD распорядитель средств фонда — Евразийский банк развития вдруг обнаружил, что Беларусь выполнила только 6 из 10 условий получения средств. В опубликованном на днях докладе ЕАБР содержится довольно нелицеприятная оценка выполнения обязательств белорусских властей по обеспечению контрольных показателей.

Так, не был соблюден ограничительный показатель по объему резервов. На 1.10.2012 г. они составили 26,5 трлн. Br вместо 23 трлн. По мнению ЕАБР, такое превышение было обусловлено высокими объемами закупок валюты Нацбанком РБ на рынке в феврале–июле 2012 г. с целью накопления иностранных активов. Кроме того, рост кредитов экономике, который на 1.10.2012 г. не должен был превысить 12%, а на 1.01.2013 г. — 15%, по состоянию на 1.10.2012 г. достиг 21%, превысив таким образом пороговые значения не только 4-го, но и 5-го транша. Это повышает инфляционное давление и ухудшает внешние балансы, говорится в докладе ЕАБР. По-видимому, его авторы еще больше огорчатся, когда узнают, что, по данным Нацбанка РБ, рост кредитов экономике по итогам 2012 г. составил 37%.

Эксперты ЕАБР вообще не смогли проверить объем чистого кредитования госпрограмм за счет бюджета из-за существенных расхождений в данных Минфина и Нацбанка РБ. Согласно принятым обязательствам чистое кредитование за 9 месяцев 2012 г. не должно было превысить 6,8 трлн. Br. По предварительным данным, в норматив уложились. Однако, по оценкам ЕАБР, за 9 месяцев собственные ресурсы банков, использованные на кредитование госпрограмм, в реальном выражении превысили уровень 2011 г. более чем в 3 раза (в январе–сентябре 2011 г. на эти цели было направлено 9,9 трлн. Br, из которых 7,2 трлн. — из правительственных депозитов и 2,7 трлн. — из эмиссионных источников Нацбанка).

Не устраивает ЕАБР и динамика снижения ставки рефинансирования. Она со второй половины 2012 г. находится в отрицательной зоне, с учетом прогнозируемого экспертами АКФ ЕврАзЭС роста цен по базовому сценарию и превышения с марта 2012 г. фактических темпов кредитования экономики над темпами, предусмотренными в программе, говорится в докладе. Заметим, что ставка рефинансирования так и не опустилась в прошлом году до прогнозировавшегося уровня, что не помешало увеличению объемов кредитования и не помогло обеспечить запланированный рост ВВП в 2012 г.

Расширение кредитования экономики, отмечается в докладе ЕАБР, происходило на фоне возникшей с июля 2012 г. тенденции существенного ухудшения внешнеторгового баланса, связанного с прекращением реэкспорта продуктов переработки нефти, что усиливает угрозу стабильности платежного баланса в целом. Таким образом, истинная причина прошлогодней стабилизации и ее скоропостижного свертывания для наших кредиторов очевидна.

Столь же скептически ЕАБР оценил ситуацию в инвестиционной сфере. В докладе указано, что приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за 9 месяцев 2012 г. составил только 1,2 млрд. USD (2,7% ВВП против 3% за соответствующий период 2011 г.) и на 70% был обеспечен реинвестированием доходов нерезидентов и кредитами, предоставленными материнскими компаниями. Незначительный приток капитала в создание новых предприятий свидетельствует о низком уровне доверия инвесторов к проводимым реформам. Значимого поступления ПИИ от приватизации не зафиксировано. В условиях предстоящих выплат по государственному внешнему долгу это может негативно сказаться на золотовалютных резервах.

Можно только гадать, почему ЕАБР молчал об этом 7 декабря, когда принималось решение о выделении 4-го транша. Помнится, тогда председатель совета АКФ ЕврАзЭС и по совместительству министр финансов РФ Антон Силуанов был настроен весьма благодушно, уверяя всех, что мероприятия, необходимые для получения транша, выполняются, а в решении о выделении денег «никакой политики не было, это чистая экономика». Теперь оказывается, что не выполнен целый ряд ковенантов, помимо приватизации, о которой г-н А.Силуанов обещал поговорить попозже. Так что обсуждение выделения следующего, 5-го транша, которое должно состояться до конца февраля т.г., обещает быть весьма интересным. Особую интригу добавляет заявление вице-премьера РФ Аркадия Дворковича на встрече в Минске о проведении «интенсивных переговоров по всем направлениям», включая совместные проекты с участием «ГродноАзота», «Гомсельмаша», МАЗа, ряда белорусских предприятий микроэлектроники, а с другой стороны — «Россельмаша», «Ростехнологий», КамАЗа, «ГЛОНАСС» и центра «Сколково».

Обычно за подобными проектами стоит идея поглощения белорусских предприятий российским капиталом. Впрочем, заявлений об успешных переговорах и «совпадении точек зрения по большинству позиций» звучало множество. Однако потом постоянно возникали разногласия по мелочам, вроде суммы оценки, распределения долей и т.п. — и масштабные проекты один за другим растягиваются на годы. Потом принимаются решения на высшем уровне — и помощь из Москвы приходит без особых приватизационных аннексий и контрибуций.

Вадим ЛЕБЕДЕВ