Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
20.04.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МЕЖДУ СТАНКОМ И ИНТЕРНЕТОМ

Наша промышленность постепенно теряет конкурентоспособность и мало кто ждет от нее прорыва на новые рынки. Где выход из этой ситуации? Как и где белорусским предприятиям получить полтриллиона долларов дополнительной экспортной выручки рассказывает …

Протекционизм государства в отношении некоторых предприятий и стремление контролировать кооперационные связи подрывает конкурентоспособность экономики. Об этом говорили участники VI Белорусской конференции по промышленной субконтрактации, прошедшей на прошлой неделе в Минске.

На первый взгляд, промышленная кооперация в Беларуси развита, однако это не совсем так. Министерства и концерны, стремясь обеспечить заказами подведомственные предприятия, обязывают крупные заводы иметь дело с «нужными» контрагентами, утвержают участники конференции. Даже если такие партнеры работают некачественно и с нарушением сроков, на них проще пожаловаться в Минпром, чем отказаться от их услуг.

Таким образом, в корне нарушаются принципы субконтрактации как явления либеральной экономики, где у контрактора (заказчика) есть право выбора. Вместе с тем малые частные предприятия, освоив передовые технологии, не могут получить субподряд в республике, отметил советник Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Виталий Амбалов. «У нас есть производители комплектующих, которые свои элементы поставляют большому количеству иностранных предприятий, но на МАЗ прорваться не могут», — завил он. Это, по мнению В.Амбалова, «добивает конкурентоспособность» наших сборочных производств, поскольку, работая с навязанными поставщиками, они не могут успешно состязаться на мировом рынке.

МЕЖДУ тем в других постсоветстких странах, например в России, существуют десятки центров субконтрактации, которые помогают многотысячной армии мелких предприятий брать заказы на аутсорсинг. В некоторых промышленно развитых странах кооперация ушла еще дальше. Так, в Японии налажено производство суперкомпактного технологического оборудования, которое может быть использовано даже в домашних условиях. Сделанные на нем узлы и комплектующие поставляются на сборочные конвейеры промышленных гигантов, избавляя их от лишних затрат и повышая экономическую эффективность.

В нашей стране по-прежнему нацелены на максимальную концентрацию производства на собственной базе. «Известны десятки случаев, когда малые предприятия осваивают какую-то конкурентоспособную продукцию и предлагают ее по субконтрактации крупным заводам, но те все равно принимают решение наладить ее выпуск у себя, — посетовал В.Амбалов. — Причем никто не считает, окупится ли новое оборудование, если его использовать только для собственных нужд. Игнорируется доказанный в мировой практике тезис о том, что ни одно предприятие не способно эффективно совершенствовать технологический процесс по всем направлениям одновременно».

«Неужели нашим стратегам не ясно, что мы при всех прочих равных условиях будем проигрывать в затратах конкурентам из других стран? — задает почти риторический вопрос вице-председатель МССПиР Алексей Пепеляев. — Чего стоит один только обогрев белорусских типовых панельных цехов с толщиной стен в 12 см и вечно текущими крышами! Притом что предприятиям Юго-Восточной Азии и стены порой не нужны при их климатических условиях». Игнорируя субконтрактацию как инструмент сокращения издержек, мы предлагаем рынку продукцию в 2–3 раза дороже, чем наши конкуренты. Пока спасают ввозные таможенные пошлины. Но в условиях Таможенного союза этот барьер, по крайней мере в одном направлении, рухнет. А в перспективе — вступление в ВТО, сулящее беспрепятственный поток товаров других стран.

Вместо того, чтобы уже сегодня заняться определением наиболее конкурентоспособных отраслей экономики, обеспечить на их базе формирование кластеров с глубокими субконтрактными связями, государство продолжает «тянуть» тех, кто по ряду причин не может стабильно развиваться, вовлекая их в принудительные кооперационные отношения, замещающие рыночные.

Участники конференции констатировали, что Беларусь пытается одновременно развивать слишком много отраслей — почти как в США. Отсутствует разве что аэрокосмическая промышленность, хотя и на нее мы «покушаемся», стремясь запустить в космос собственный спутник. Между тем во многих странах подобное разнообразие в последние годы не в моде. К примеру, в Финляндии сосредоточились на развитии лишь 8 кластеров. Зато это позволило действительно достичь мирового лидерства в сфере электроники, целлюлозно-бумажного производства и машиностроения.

БЕЛОРУССКИЕ предприятия практически не пользуются транснациональными электронными рынками, где формируется значительная часть субконтрактных заказов, давно освоенными зарубежными конкурентами. Есть сайты, на которых собрано огромное количество деловых предложений со всех уголков планеты. Так, к услугам 30 млн. абонентов www.alibaba.com информация о 8 млн. компаний. Капитализация этого проекта, созданного 11 лет назад группой предприимчивых китайцев, достигла 26 млрд. USD (и это лишь стоимость сайта), рассказал директор Центра экспортно-импортных услуг Республиканской конфедерации предпринимательства Андрей Нестерович.

Но у нас об этом и других аналогичных порталах многие даже не знают. Зато о них хорошо осведомлены наши соседи. Литовцы, не имея собственной развитой промышленности, занялись активной торгово-посреднической деятельностью. По словам А.Нестеровича, доходит до того, что на англоязычных интернет-площадках бутилированную минеральную воду одного из белорусских предприятий представляют как произведенную в Литве.

Руководство многих отечественных предприятий живет заблуждением, что, создав сайт (англоязычную версию), они обеспечат себя заказами со всего света. Но беда в том, что поисковые системы в других частях планеты их просто не видят. К примеру, google разбит по регионам, поэтому не показывает белорусские сайты пользователям из Азии или Америки. Знаменитый поисковик может показать и нас, но за дополнительную плату, достигающую нескольких тысяч долларов в месяц. А такие расходы могут оказаться непосильными даже для крупных компаний. Куда дешевле и эффективней размещать информацию о предприятии и продукции на транснациональных электронных площадках, стоимость услуг которых, как правило, не превышает 1 тыс. USD в год. Эти расходы окупятся: только в ЕС объем субконтрактных заказов оценивается в 0,5 трлн. EUR/год. Есть смысл попробовать отщипнуть свой кусочек от этого пирога.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений