$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Между Польшей и Китаем

19.06.2009

Польша входит в пятерку основных торговых партнеров Беларуси. На ее долю приходится сейчас 3,2% от всего объема товарооборота нашей страны — больше, чем на долю Китая, Великобритании или Италии. По данным Белстата, еще в прошлом году отечественные предприятия вывозили за Буг товаров на 1,8 млрд. USD, а ввозили оттуда почти на 1,2 млрд. Но пришел кризис. За январь-апрель текущего года товарный экспорт в Польшу сократился на 52,8% по сравнению с таким же периодом прошлого года — до 224,1 млн. USD. Импорт уменьшился на 35%, до 215,4 млн. USD. В структуре взаимной торговли почти сложился паритет. Но из-за больших потерь объемов поставок он не радует ни одну из сторон.

Можно ли улучшить ситуацию на взаимовыгодных началах? Каковы перспективы экономического и инвестиционного сотрудничества двух стран-соседей? Об этом с корреспондентом «ЭГ» беседует советник по торгово-инвестиционным вопросам посольства Польши в Минске Веслав ПОКЛАДЭК.

- Пан Веслав, считается, что в кризис выгодно покупать, но не выгодно продавать. Отчего же в Польше сейчас покупают вдвое меньше белорусских товаров?

— Это смотря как мерить. В белорусском импорте в нашу страну, как и в Евросоюз в целом, велика доля топливно-сырьевых ресурсов. А цены на нефтепродукты, металл, калийные удобрения сейчас упали. Оттого, вероятно, уменьшились и объемы поставок в денежном выражении. В этой ситуации надо выбирать: или ждать, пока снова вырастут цены, или даже в нынешних условиях стремиться разнообразить экспорт, дополняя традиционные поставки предложением других товаров и услуг.

- Насколько велики шансы, что их купят, тем более в кризис? Ведь в Польше товары и услуги со всего мира…

— Шансы есть всегда. А что до кризиса, то при всей своей глобальности он у нас проник не во все сферы экономики. Приведу несколько цифр. В рамках Национальной программы развития в Польшу с 2007 г. по 2013 г. только из бюджета Евросоюза будет направлено более 67 млрд. EUR. Кроме того, около 12 млрд. EUR привлекается из национальных госфондов и свыше 6 млрд. — средства частных инвесторов. На строительство коммуникаций, создание современной инфраструктуры из этих гигантских сумм направляется почти 28 млрд. EUR, на реализацию программы «Развитие Восточной Польши» — 2,3 млрд. То есть сегодня в моей стране имеется огромный платежеспособный спрос на строительные услуги и материалы, дорожную технику. Для белорусских подрядчиков и машиностроителей нет формальных ограничений на участие в осуществлении этих программ. Все зависит от того, насколько они конкурентоспособны по цене и подготовлены к работе по евростандартам. Добавлю, что более 8 млрд. EUR выделяется на развитие инновационной экономики, около 13 млрд. вкладывается в сельское хозяйство. Полагаю, что в этих областях также могут быть варианты для совместных действий.

- Как известно, в польской экономике за последние 15-20 лет произошли серьезные рыночные и структурные преобразования, возникло немало современных производств. Тем не менее белорусский импорт из Польши достаточно традиционен: продовольствие, древесно-стружечные плиты, туалетная бумага, салфетки, носовые платки… Инновационного в такой товарной номенклатуре не видно.

— Около 80% ВВП в Польше уже производят малые и средние предприятия. Отсюда и такая пестрота в ассортименте поставок в Беларусь. Но и среди них свыше 12% составляют машины и оборудование. Однако проблема здесь действительно есть. Польша сегодня способна поставлять не только яблоки, свинину или носки, но и больше современного оборудования для химической промышленности, производства стройматериалов, переработки сельхозпродукции, которое соответствует мировому технологическому уровню, однако стоит дешевле. Кстати, некоторые белорусские молочные заводы оснащены сегодня именно польским оборудованием и не жалеют об этом. Сотрудничество в сфере поставок инвестиционных товаров, которому ваше правительство придает большое значение, может и должно быть значительно расширено.

Но главный прорыв в нашей совместной деятельности, думаю, вскоре произойдет в сфере транзита.

- На чем основан ваш оптимизм?

— На том, что в Евросоюзе все лучше понимают значение Беларуси как наиболее короткого и безопасного коммуникационного коридора между странами Азии, Россией и Западной Европой. Без этого коридора не обойтись и в торгово-экономическом сотрудничестве в будущем. У Евросоюза ежегодный товарооборот только с азиатскими странами — до 750 млрд. USD. И все эти грузы надо перевезти. Традиционным морским путем из Европы в Китай или обратно контейнер с товаром плывет 45 суток, а владелец платит за его перевозку около 5 тыс. USD. Железнодорожным транспортом тот же товар можно доставить за 10-14 дней из оснащенного под контейнерные перевозки Гданьского порта до стран Средней и Юго-Восточной Азии. Обслуживание этого гигантского товарного потока способно принести Польше и Беларуси большую прибыль. Органично «вписывается» в этот проект и участие вашей страны в Таможенном союзе с Казахстаном и Россией.

- Но для этого надо преодолеть границу между Беларусью и Польшей, вернее, Евросоюзом. А это — длинные очереди на таможенный досмотр, переход на другую железнодорожную колею и прочие задержки…

— Многое уже делается, чтобы это препятствие преодолевалось перевозчиками как можно быстрее. Сейчас между Евросоюзом и Беларусью завершаются переговоры об обязательном предварительном информировании о поступлении товаров на таможенную территорию друг друга. Рассматриваются два варианта: или таможню будут оповещать субъекты хозяйствования, или информация будет поступать от таможенных органов сопредельных стран. Белорусская сторона более склонна ко второму варианту. Проект соглашения уже направлен в Еврокомиссию. Если, как планируется, с 1 июля в Беларуси будет введено обязательное предварительное информирование о перемещении товаров, то время таможенного оформления груза снизится до 20 минут. Есть предпосылки, что технически разрешим в ближайшее время и вопрос значительного ускорения перевода вагонов на границе на другую железнодорожную колею.

- Не транзитом единым жива белорусская экономика. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы усилить интерес польского капитала и к другим ее отраслям?

— Прежде всего в Беларуси надо постепенно, но неуклонно переходить на международные «правила игры» в экономике, которые приняты в ВТО и на территории Евросоюза. Тогда в страну придут инвестиции и новые технологии, способные изменить к лучшему структуру и качество экспорта в Европу.

Сейчас в разных отраслях вашей экономики работает более 400 предприятий с польским капиталом. Но их количество растет за последние годы медленно. В прошлом году прибавилось только около 30. Хотя Беларусь для зарубежных инвесторов обладает рядом привлекательных черт. Здесь некриминальная экономика, начата либерализация хозяйственного механизма. Но дело ведь не только в том, чтобы можно было быстро открыть или закрыть предприятие. Надо еще как минимум иметь доступные кредитные ресурсы, а также стимулирующее производство налогообложение. Во всем мире кредиты дешевеют — в Беларуси дорожают. Вот и идет динамичный малый и средний польский бизнес в Чехию, Словакию, Румынию, Германию, где предприятиям можно получить до 80% безвозвратных средств в качестве инвестиционного капитала. В Польше тоже много таких программ — региональных, национальных, учрежденных Евросоюзом. Ничего подобного пока практически нет в Беларуси.

- А если условия для инвесторов все же будут созданы, как это обещает правительство, то какие отрасли белорусской промышленности могли бы заинтересовать польских бизнесменов прежде всего?

Самые разные. Но в первую очередь, по моему мнению, производство стройматериалов, продовольственных товаров и деревообработка. Для этого в Беларуси есть сырье и квалифицированные кадры. К тому же вашим мебельщикам не привыкать работать по западным заказам.

Сейчас особенно важно ближе познакомить деловой мир наших стран с возможностями друг друга. В ближайшие дни этой цели будет содействовать I польско-белорусский экономический саммит. Он пройдет 23-24 июня в Варшаве и продолжится национальной выставкой «Беларусь ЭКСПО», которая будет работать с 24 по 26 июня. Я убежден в успехе этих важных мероприятий. Как и в том, что присоединение Беларуси к программе Евросоюза «Восточное партнерство» придаст существенный импульс развитию торгово-экономических и инвестиционных отношений между нашими странами.

Беседовал Николай ТОЛСТИК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях