$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Между платформой и указом: торопиться надо, но незачем

11.03.2016

Большинство предложений бизнесменов – разработчиков Национальной платформы бизнеса Беларуси озвучивается ежегодно с завидным постоянством.

XVII Ассамблея деловых кругов, состоявшаяся на прошлой неделе в Минске, и представленный на ней проект очередной Национальной платформы бизнеса Беларуси-2016 носили претенциозное название «Вызов кризису». Особенностью нынешнего собрания можно считать уровень представительства – его почтили своим присутствием сразу три министра. При этом диалог получился как никогда конструктивным: власти не в обиде за изящно округленную критику, а представители бизнес-союзов с благодарностью принимают все решения свыше.

Оценка текущей ситуации в исполнении одного из авторов Платформы Ярослава Романчука была традиционно нелицеприятной. По его мнению, нас постигли одновременно системный, структурный, циклический и конъюнктурный кризисы, слившиеся воедино. Их причина видится в:

централизации принятия решений (а заодно капитала, ресурсов и имущества в руках государства), что неизбежно ведет к совершению грубых ошибок;

отсутствии многовекторности во внешнеэкономической политике, что привело к чрезмерной зависимости от России при игнорировании интеграции в глобальную экономику;

жестком ценовом регулировании, которое дезориентирует кредиторов, производителей и предпринимателей и усугубляет инвестиционные, финансовые и потребительские ошибки;

блокировке частной собственности;

инвестиционной дезориентации: централизованное вложение «больших денег» в 100–150 крупных проектов вместо того, чтобы создавать условия для прихода в страну сотен тысяч малых инвесторов с частными деньгами;

неэффективности института банкротства, «консервирующего» неуязвимое положение коммерчески бесперспективных предприятий, которые превратились в коллективный бюджетный «пылесос», что усугубило макроэкономическую нестабильность и неравенство условий хозяйствования;

кадровом застое, способствующем кумовству, региональным кланам, отраслевым группировкам и ассоциативным братствам, препятствующем доступу в органы госуправления профессионалов, что порождает «опасный для страны кадровый голод» и отсутствие «социальных лифтов».

НЕ ВДАВАЯСЬ в полемику по поводу выдвинутых претензий, министры попытались представить в лучшем виде принимаемые ими решения и программы, прежде всего, воплощенные в Указе от 23.02.2016 № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь».

Этот документ, нещадно критикуемый справа за слабую реформаторскую направленность, а слева – за имеющиеся намеки на реформы, а сообща – за отсутствие конкретных решений, – пока все, что мы имеем в качестве ориентира. Авторы Платформы попытались дополнить его своим видением путей выхода из «квадрокризиса». Среди 81 предложения, направленного на создание условий, благоприятных для развития бизнеса, и стабилизацию экономики, включенного в проект НПБ-2016, большинство c завидным постоянством повторяются в ежегодных платформах, а некоторые даже были записаны в разнообразные правительственные программы и концепции. Так, из года в год звучат призывы к реформированию делового климата, добросовестной конкуренции, эффективной дебюрократизации, снижению налоговой нагрузки и административных барьеров, честной приватизации, ответственному партнерству между государством и бизнесом. В ответ власти ежегодно уверяют, что делают все возможное, чтобы улучшить экономическую ситуацию и деловую среду, а если что-то не делается – то по причине нецелесообразности и несвоевременности.

Порой этот диалог выглядит довольно странно. Например, из года в год бизнес-союзы говорят о необходимости реальной борьбы с монополизмом. Одним из главных шагов в этом направлении стало бы создание независимого антимонопольного органа. Власти признают необходимость такой борьбы. В Указе № 78, среди прочего, даже упомянута задача «обеспечить надлежащую защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, повысив эффективность системы антимонопольного регулирования». В свою очередь, Платформа-2016 призывает к созданию системы противодействия монополистическим проявлениям и поддержки добросовестной конкуренции через учреждение Государственного агентства по антимонопольной политике и развитию конкуренции. Однако на Ассамблее было аннонсировано иное решение: функции антимонопольного органа в ближайшем будущем будут переданы от Минэкономики… Министерству торговли. Главе Республиканской конфедерации предпринимательства Владимиру Карягину осталось только поблагодарить руководителей обоих министерств за внимание к проблеме, ибо хотя бы такое движение лучше его полного отсутствия.

ЗАПОМНИЛОСЬ выступление министра иностранных дел Владимира Макея, который призвал малый и средний бизнес играть более заметную роль в достижении экспортных показателей, устанавливаемых государством. Глава МИДа пообещал предпринимателям всяческую поддержку и плотное сотрудничество. В свою очередь, В. Карягин призвал предпринимателей проявить интерес к ряду проектов, включая «Великий шелковый путь» и партнерство с балтийскими портами. Заметим, что эти призывы были бы куда весомее, если бы они подкреплялись дополнительными стимулами. Например, в части совершенствования регулирования внешнеторговой деятельности, создания инструментов хеджирования валютных рисков и снижения уровня обязательной продажи валютной выручки. Но ни в проекте Платформы, ни в выступлениях участников Ассамблеи эта тема не прозвучала. Исключением стал лишь короткий спич руководителя БАМАП, который обратил внимание, что ограничения, существующие в России, сдерживают возможности белорусских перевозчиков.

ОДНИМ из ключевых вопросов, который присутствует во всех ранее принимавшихся платформах, неизменно является призыв к развитию и защите частной собственности, проведению прозрачной и честной приватизации. Здесь пункты 45-47 проекта Платформы практически совпадают с некоторыми нормами Указа № 78. Но перспектива масштабного передела собственности устраивает в республике далеко не всех. Так, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц попытался уверить собравшихся, что структурные реформы вообще вещь опасная, приватизация госпредприятий не приведет к улучшению их положения, зато повлечет резкое обострение социальных проблем. По расчетам профессора, в республике может остаться без работы около 1 млн. человек. К сожалению, он не уточнил, во что обойдется сохранение убыточных предприятий и избыточной численности работников. В то же время целью структурных реформ в Беларуси, по мнению Г.Грица, может быть создание нового класса собственников – с приоритетом на национальный бизнес. При этом, с одной стороны, реформирование собственности необходимо, а с другой – не надо спешить с радикальными преобразованиями. Совместить эти противоречия профессор предлагает путем перевода на первом этапе ряда госпредприятий и даже их отдельных подразделений на полный хозрасчет, например, через аренду. При этом трудовым коллективам нужно предложить через 2–5 лет при условии успешной работы выкупить предприятия за счет заработанных в новом статусе денег. Особый порядок наделения собственностью предлагается ввести для топ-менеджеров, от которых зависит успешность этой новой бизнес-единицы. Г.Гриц не уточнил, чем этот механизм будет отличаться от аналогичных попыток, предпринимавшихся еще в последние годы существования СССР и в начале 90-х, какая модель хозрасчета окажется тут уместной и каким образом закрепить обязательства государства перед потенциальными собственниками – очередным указом, договором или выпуском опционов с созданием высоколиквидного рынка таких деривативов. Не разъяснили публике, и как быть с теми работниками, которые давно уже являются акционерами своих предприятий, но так и не ощущают себя собственниками, поскольку не могут в полной мере владеть и распоряжаться принадлежащими им акциями.

Впрочем, у идеи «народных предприятий» есть множество других вопросов, на часть которых ответы давно имеются в книжках, которые штудировали лишь критикуемые белорусскими профессорами либеральные романтики.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ организаторы Ассамблеи обратились к Президенту с просьбой провести рабочую встречу с руководителями ведущих деловых союзов и ассоциаций, чтобы обсудить стратегическое партнерство предпринимателей, власти и общества, предложения по его успешному развитию, представить главе государства объективную информацию о проблемах развития предпринимательства в республике, предложить конкретные шаги по их разрешению. Пожелаем им удачи с этой инициативой...

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН