$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ

19.07.2013

Недавно президент Украины В.Янукович в обращении в Верховную Раду среди прочего порекомендовал депутатам рассмотреть возможность квотирования импорта нефтепродуктов в страну. В связи с этим опять актуальной становится тема сокращения поставок белорусских нефтепродуктов на украинский рынок.

По данным В.Януковича, нефтеперерабатывающая промышленность находится в кризисном состоянии: в 2012 г. поставки нефти на украинские НПЗ сократились до 4,013 млн. т (на 52,2%), производство нефтепродуктов уменьшилось до 3,709 млн. т (на 45,7%). При совокупной мощности украинских НПЗ 43,65 млн. т суммарно предприятия были загружены всего на 10%.

Поскольку из семи производств по выпуску нефтепродуктов работают только два (Кременчугский и Шебелинский), то свободную нишу активно занимает импорт, делая украинский внутренний рынок чрезмерно зависимым от ценовых настроений зарубежных производителей. Среди причин простоя национальных НПЗ в Украине называют в т.ч. и растущий с каждым годом импорт нефтепродуктов, прежде всего из Беларуси.

Украинский президент рекомендовал расширить географию поставок топливно-энергетических ресурсов, увеличить номенклатуру продукции и количества поставщиков, а одновременно — проработать вопрос экономической целесообразности и возможности введения граничных квот на поставку на территорию Украины нефтепродуктов одной страной или поставщиком. Объемы квотирования официально не называются, но, по данным СМИ, в правительстве Украины рассматриваются цифры по ежегодной квоте на импорт бензинов в объеме 2 млн. т и 1,5 млн. т дизтоплива.

По мнению аналитиков, введение квот возможно только после проведения еще одного специального расследования Межведомственной комиссии по международной торговле (ММКТ). Напомним, в декабре 2011 г. комиссия провела спецрасследование импорта нефтепродуктов, по результатам которого могла появиться импортная пошлина. Но лобби импортеров тогда оказалось сильнее желаний инициаторов расследования — владельцев НПЗ.

Кроме того, квотирование идет вразрез с положениями ВТО. Минэкономразвития Украины ежегодно сталкивается с претензиями импортеров и экспортеров, а представители ВТО дотошно проверяют объемы ограничений на товары в постановлениях Минэкономразвития с согласованными цифрами.

Таким образом, вряд ли рекомендации украинского президента будут выполнены в текущем году, поскольку способны спровоцировать дефицит нефтепродуктов на рынке. Из работающих заводов увеличить выпуск бензинов и дизтоплива класса Евро-4 сегодня сможет только Кременчугский НПЗ — максимум 4 млн. т продукта (40% объема потребления в Украине). На Шебелинский НПЗ особо рассчитывать не приходится: предприятие производит топлива качества Евро-2 в объеме около 500 тыс. т. Новый владелец Одесского НПЗ — компания «ВЕТЭК» сможет удовлетворить лишь 5% от внутреннего потребления в этом году, если завод начнет перерабатывать нефть в ближайшее время.

Как стало известно на днях, «ВЕТЭК» приобрела у «Лукойла» 99,6% акций Одесского НПЗ, производственная мощность которого составляет 2,8 млн. т нефти в год. Новый владелец обещает запустить завод в ближайшее время.

Одновременно «Роснефть» прикладывает усилия к тому, чтобы ввести после длительного простоя в эксплуатацию Лисичанский НПЗ, годовой максимум производства светлых нефтепродуктов которого в 2009–2012 гг. достигал 3 млн. т. Судя по количеству организованных тендеров на закупку оборудования и услуг по ремонту установок, завод могут пустить в этом году, но не ранее ноября. Впрочем, учитывая экономику производства, выпуск продукции здесь может быть перенесен на март 2014 г.

Таким образом, инициаторам квотирования пока не хватает объемов для маневра. Ожидается, что в этом году импорт нефтепродуктов в Украину может составить около 4,5 млн. т, и если его сократить, то возможен дефицит на рынке, а следом — рост цен на нефтепродукты.

По оценке директора ООО «Консалтинговая компания А-95» Сергея Куюна, введение квот маловероятно. «Эта мера, как и введение пошлин, приведет лишь к росту цен и снижению качества топлива. Тем не менее я думаю, что поставки белорусских нефтепродуктов в Украину будут снижаться. По итогам 5 месяцев 2013 г. доля белорусских поставок в импорте нефтепродуктов уменьшилась с 65% до 47%, или на 400 тыс. т. Это преимущественно касается дизтоплива, которое было замещено поставками из России. Дальнейшее снижение поставок будет обусловлено ожидаемым в ближайшее время запуском Одесского и Лисичанского НПЗ. Уменьшение поставок из Беларуси будет закономерным, т.к. ранее именно снижение производства на украинских заводах создало условия для роста поставок в 2011--2012 годах», — считает С.Куюн.

Ожидается, что в ближайшее время на рассмотрение Кабмина Украины поступит программа поддержки и развития национальной нефтепереработки, реализация которой должна привести к наращиванию доли местных бензинов на рынке. Ее проект предполагает выйти на объемы нефтепереработки в 1 млн. т в месяц против нынешних 300 тыс. т. Аналитики считают это возможным: такие объемы перерабатывались в 2003–2004 гг., когда Украина на 90% обеспечивала себя топливом собственного производства.

Тем временем

В середине июля на российских автозаправках розничные цены на бензин Аи-95 начали расти. Отчасти это обусловлено увеличением оптовых цен местных производителей в связи с тем, что с 1 июля в РФ ставка акциза на бензин и дизтопливо классов «Евро-4» и «Евро-5» индексирована в среднем на 6%: тонна бензина «Евро-4» подорожала на 400 RUB, до 8960 RUB, «Евро-5» — на 607 RUB, до 5750 RUB; тонна дизтоплива «Евро-4» и «Евро-5» — на 166 RUB, до 5100 и 4500 RUB соответственно. Акцизы на бензин и дизопливо класса «Евро-3» остались неизменными. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», с 7 по 12 июля цена на Аи-92 в среднем по России выросла на 687 RUB/т, Аи-95 — на 524 RUB/т. Однако аналитики отмечают, что дело не только в акцизной составляющей, но и в уходе с российского рынка белорусского бензина, который, не найдя должного спроса в РФ, возвращается в Украину. Там угроза антидемпинговых мер откладывается на неопределенный срок, а спрос опережает предложение: производство бензина сократилось на 42,6%.

На 17 июля бензин Аи-92 производства Новополоцкого НПЗ на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоил 32 852 RUB/т, Аи-95 Мозырского НПЗ — 33 778 RUB/т, тогда как Аи-92 производства Московского НПЗ (Россия) — 30 500 RUB/т, Аи-95 — 32 300 RUB/т.

Материал подготовила  Анастасия Григорьева