$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МЕЖДУ ЭКСПОРТОМ И ПАТРИОТИЗМОМ РАЗРЫВАЮТСЯ БЕЛОРУССКИЕ ОБУВЩИКИ©

09.10.2012

На отечественном рынке обуви растут требования потребителей к качеству и ассортименту продукции. Промышленность и торговля совместными усилиями смогли ответить на этот вызов: продажи обуви в I полугодии текущего года через все каналы реализации возросли на 19,3%. При этом доля импорта составила 58%, причем за январь–июль ввезено 6,8 млн. пар — на 3,1 млн. больше, чем было экспортировано, рассказала завсектором товаров легкой промышленности Минторга Людмила ГРИШАНОВИЧ, выступая в ходе совещания обувных предприятий Минска и организаций оптовой и розничной торговли.

По мнению Л.Гришанович, столь значительный объем импорта объясняется отставанием отечественного обувного производства от современных требований. Выпуск кожаной обуви сегодня пока не достиг уровня 2000 г. (15,4 млн. пар). В 2011 г. было произведено 13,1 млн. пар, в текущем запланировано изготовить 12,2 млн. пар. Пока за январь–июнь уже выпущено 6,2 млн. пар.

В то же время емкость отечественного рынка, рассчитанная на основе фактического производства, и импорта оценивается в 20 млн. пар в год, а с учетом рациональных норм потребления — порядка 30 млн. пар.

Рынок находится под строгим налоговым контролем. По информации МНС, в прошлом году было продано 31,2 млн. идентификационных марок, в т.ч. на импортную обувь — 16,9 млн., на отечественную — 14,2 млн. «Если ранее соотношение на рынке между импортной и отечественной обувью было 70% к 30%, то сейчас мы приближаемся к паритетному присутствию. Это говорит о том, что внимание к отечественному продукту растет, продолжает укрепляться доверие к организованной торговле», — прокомментировал генеральный директор МОО ОАО «Луч» Николай Стриж. Он напомнил, что импортом обуви занимаются более 8 тыс. субъектов, которые в прошлом году ввезли 15,25 млн. пар. В т.ч. кожаной обуви — 3,62 млн. на общую сумму 123,8 млн. USD. Основным источником импортируемой обуви является Россия, из которой завозится в основном китайская и турецкая обувь. При этом никаких особых рисков для национальных изготовителей, связанных со вступлением России в ВТО, руководитель ОАО «Луч» не отметил. С ним согласна гендиректор СЗАО «Отико» Галина Белевич. «Я смотрю на это глазами российских покупателей. Оказалось, у них нет больших опасений по поводу наплыва китайской обуви. А отношение крупных сетей к нам изменилось в лучшую сторону. В период кризиса ритейлеры рассчитывали удержать клиента китайской синтетической обувью, а оказалось, что покупатели со средним достатком желают-таки носить обувь с максимальным содержанием натуральных материалов. Поэтому у нас есть стабильные заказы для двух федеральных торговых сетей, которые уже сегодня готовы работать над весенним ассортиментом. И тот объем валютной выручки, который нам нужен для производства, мы обеспечим», — обещает Г.Белевич.

К сожалению, несмотря на общий рост продаж, поставки отечественной обуви на внутренний рынок сократились на 12% по сравнению с прошлым годом. При этом отгрузка с минских обувных предприятий в торговлю снизилась на 188 тыс. пар — на 23% меньше, чем в январе–августе 2011 г. Таким образом, доля продукции минских обувщиков на внутреннем рынке сократилась с прошлогодних 19% до 16%.

Минторг сегодня требует увеличить поставки отечественной обуви на внутренний рынок — до 10 млн. пар с одновременным расширением модельного ряда в сезон и формированием оптимальных цен. Необходимо также регулярно проводить распродажи, поскольку очевидно замедление оборачиваемости товара из-за снижения покупательской активности.

На складах магазинов оседают остатки обуви, которых хватает на 5 месяцев торговли. Несмотря на это лишь отдельные предприятия концерна «Беллегпром» снижают отпускные цены и участвуют в распродажах, выразила сожаление Л.Гришанович.

Однако производители обращают внимание и на другие аспекты проблемы. Например, обувь средней ценовой группы вытесняется из-за желания торговли продавать товар с более высокой наценкой, отмечает Г.Белевич. «Тем не менее мы будем развивать индивидуально фирменную торговую сеть, чтобы предлагать покупателю комфортные цены, а не только комфортную обувь», — сказала она. Предприятие сейчас строит магазин в Барановичах, который должен быть готов к новому году. Промышленникам хотелось бы, чтобы отраслевой концерн продумал программу, позволяющую им участвовать в строительстве новых торговых площадей в плановом порядке, а не в результате острой борьбы с иностранными конкурентами.

«Думаю, некорректно сравнивать отчетный период с аналогичным прошлого года, понятно, что ажиотажный спрос — явление, которое не часто повторяется. Поэтому объективности ради, сравним нашу динамику с позапрошлогодней: за январь–июнь выпуск удалось нарастить на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. В этом заслуга и наших партнеров, и мы сами хорошо постарались», — похвасталась Г.Белевич. — «Например, мы открыли 3 фирменных торговых секции: в Бресте, Барановичах, Минске, и это позволяет наращивать выпуск. Мне как производственнику не очень хотелось заниматься этим проектом, который требует значительного отвлечения оборотных средств, ограничивает инвестиции в производство, но жизнь так складывается, что не всегда от нас зависит, какая торговая точка продолжит работу… Помните, столичная «Нестерка» когда-то была главным магазином обуви и одежды для мужчин. Теперь в нем бытовая техника продается. И таких примеров немало. А благодаря тому, что у нас в этом году в Минске работают два полноценных фирменных магазина, мы сумели в столице удержать объемы продаж. На них приходится 17% продаж нашего товара в столице».

Одна из примет времени — наступление «школьного сезона» — в этом году не вызвало ажиотажа в торговле. Напротив, произошло снижение реализации на 20%, а заодно — поступления обуви в целом, рассказала директор столичного фирменного магазина «Луч» Анна Жулькина. «С начала года мы продали 122 тыс. пар кожаной обуви и 7 тыс. — полимерной. Это меньше, чем в прошлом году, т.к. поставки нашему предприятию сократились на 23%. Тем не менее, мы по-прежнему имеем прибыль, и у нас нет задолженностей перед поставщиками. Лучше других выглядит предложение товара от витебских обувщиков, в частности, «Сан-Марко» снизило предложение лишь на 4%, а «Марко» — на 10%. Многое зависело от того, как мы пошли навстречу промышленникам. С 1 января они предложили нам весь ассортимент зимней обуви на реализацию, и мы снизили цены на остатки. Благодаря этому, уменьшения реализации не произошло. Если ассортимент хороший, модели отвечают ожиданиям покупателей, то вопрос о том, что это дорого, — не стоит».

Среди минских обувных предприятий лидер по поставкам в отечественную розницу — «Сивельга». С начала года предложение модельной обуви производства «Луч» было незначительным, зато поступления в августе и сентябре хорошо восприняты покупателями — цены соответствуют качеству и дизайну. «Мы как розница стараемся продавать обувь национальных изготовителей, доля импортной обуви в продажах невелика. Однако, если не организовать совместных акций снижения цен с производителями обуви, то мы будем в большей мере ориентироваться на сотрудничество с коммерческими поставщиками-импортерами» — предупредила А.Жулькина.

По статистике, за январь–июль т.г. в Минске реализация непродовольственных товаров составила 12,6 трлн. Br. При этом продажи обуви по сравнению с прошлым годом сократились с прошлогодних 4,7% до 3,5%, сообщила, главный специалист отдела торговли непродовольственными товарами главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Наталья Долинская. За 8 месяцев т.г. ситуация с продажами ухудшилась, покупатели столицы стали еще более требовательны к своим покупкам. Поэтому торговля старается добиться от производителей наилучшего ассортимента и по приемлемым ценам. «Надо стараться увеличить объемы поступления обуви, т.к. 80-процентного выполнения заявок недостаточно. Аргументов о том, что товар «не сумели получить» не должно быть. Нужна более активная позиция специалистов торговли, направленная на посещение обувных фабрик», — полагает Н.Долинская. Она призвала минских обувщиков увеличить выпуск продукции для детей, расширить ассортимент ясельной и дошкольной обуви... Ситуацию по этой товарной позиции был вынужден пояснить гендиректор фабрики «Чевляр» Владимир Шахтурин. «В этом году мы обновили оборудование и возобновили производство детской обуви. Так, к настоящему времени готова коллекция «весна-лето». Постоянно растет спрос российских покупателей, которых отличает своевременная оплата. В этой ситуации производить обувь на склад нет резона. К тому же зачастую отсутствует уверенность в том, что обувь будет выбрана со складов отечественной торговлей. Поэтому в стремлении к наилучшему финансовому результату, мы выбираем стабильные заказы для российского рынка. Надеюсь, что когда-нибудь мы сможем выпустить столько обуви, чтобы и поставки на отечественный рынок были достаточными».

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях