$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МЕТОДЫ И ЭКСПЕРТИЗА БЕЛОРУССКОЙ ОЦЕНКИ

17.08.2010

Последние изменения законодательства потребовали внесения корректив в Указ от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь». Это сделано Указом от 6.08.2010 № 410, которым уточнена роль Госкомимущества в регулировании оценочной деятельности в Беларуси, устранен ряд противоречий с иными нормативными актами, изменены некоторые понятия и подходы оценочной деятельности.

Одно из новшеств связано со взаимоотношениями бухучета и оценки. В странах, признающих концепцию справедливой стоимости, результаты независимой оценки широко применяются для целей бухучета, а международные стандарты оценки (МСО) и финансовой отчетности (МСФО) тесно связаны между собой. У нас же до сих пор подп. 1.8 Указа № 615 определял, что нормы этого нормативного акта не распространяются на вопросы оценки для целей бухучета. Теперь, правда, данное ограничение не будет касаться независимой оценки излишков активов, выявленных в результате инвентаризации, и активов, полученных безвозмездно, поскольку в этих случаях она прямо предусмотрена статьями 11 и 12 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Теперь осталось уточнить, как увязать Указ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», в котором метод прямой оценки допускает использование услуг независимого оценщика, с Указом № 615, действие которого на переоценку не распространяется.

Указом № 410 в новой редакции изложено Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь (далее — Положение). В нем, помимо технических уточнений, появились новые нормы, термины и определения.

Так, ряды лиц, являющихся заказчиками оценки, пополнились органами, ведущими административный процесс, которые наряду с судом могут вынести постановление (определение) о необходимости проведения оценки стоимости.

Уточнено понятие метода оценки. Таковым теперь признается не способ расчета, а один или несколько методов расчета стоимости отдельного вида объекта оценки. При этом вводится понятие метода расчета стоимости, под которым понимается способ определения стоимости отдельного вида объекта оценки. Соответственно изменилась трактовка методов оценки. Теперь сравнительный, доходный и затратный методы признаются разными рыночными методами оценки, а не тремя разновидностями одного рыночного метода. При этом Положение более не требует при применении нескольких таких методов определять итоговую величину стоимости объекта оценки путем присвоения каждому методу весового коэффициента. Впрочем, эта норма остается в подп. 9.2.5 СТБ 52.0.01-2007 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Общие положения».

Интересна новая трактовка доходного метода: признается, что он основан не только на расчете доходов, ожидаемых от использования объекта оценки в будущем, но и на преобразовании их в стоимость объекта оценки. Таким образом, впервые в отечественном законодательстве возникает намек на то, что прибыль является не конечной целью деятельности организации, а лишь средством к достижению главного результата — создания стоимости активов для их владельца.

Что касается иных методов оценки, тут тоже есть новшества. Так, оговаривается, что индексный метод неприменим при оценке предприятий как имущественных комплексов. Для этой цели должен применяться метод балансового накопления активов. В Положении более не упоминается метод пересчета валютной стоимости, который, впрочем, сохраняется в Указе № 622 для целей переоценки.

Как и ранее, в Положении оговаривается, что оценка стоимости объектов оценки, в т.ч. применение методов оценки и расчета стоимости, осуществляется в соответствии с техническими и иными нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав, обязательными для применения оценщиками и экспертами, осуществляющими судебно-экспертную деятельность. Это требование может порой оказаться несколько неудобным. Ведь практика приватизации уже не раз показывала, что в случае продажи крупных объектов приходится обращаться к зарубежным оценщикам. Таково требование потенциальных иностранных инвесторов, нередко не считающих мнение белорусских специалистов авторитетным и независимым, а наши стандарты оценки — соответствующими международным.

В Положении введены понятия результатов внутренней и независимой оценки. Интересно, что результат последней – итоговая величина стоимости объекта оценки – может быть выражена не только денежной суммой, но и в виде диапазона денежной суммы. Таким образом, практика заставила отечественных законодателей признать и нормативно установить, что точная сумма при оценке не всегда может быть названа. Итоги внутренней оценки должны быть однозначными. При этом Указ № 410 формализует требования к оформлению ее результатов актом, содержащим обязательные реквизиты, перечисленные в Положении.

По сравнению со старой редакцией Положения несколько изменились требования к содержанию итоговых документов оценки — заключения, где теперь должны быть указаны наименование валюты, в которой проводится оценка, а также названия используемых методов оценки и расчета стоимости, а также отчета. В нем потребуется раскрывать основную информацию и методологию, использовавшиеся при проведении оценки.

В новой редакции Положения появились определения экспертизы достоверности внутренней и независимой оценки, а также отдельная глава 6, посвященная этой теме. В ней, в частности, названы случаи, когда проведение такой экспертизы обязательно. Один из них — внесение неденежного вклада в уставный фонд.

Напомним, согласно п.12 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 г. № 1, до подачи в регистрирующий орган для госрегистрации документов, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой организации должны произвести оценку стоимости неденежного вклада – при внесении его в уставный фонд. Такая оценка является обязательной, хотя в числе документов, представляемых при регистрации, заключение об оценке или экспертизе ее достоверности не требуется (за исключением регистрации банков – ст.80 и 84 Банковского кодекса и фондов – Указ от 1.07.2005 N 302).

Вопросам оценки и экспертизы ее достоверности посвящен также ряд норм корпоративного законодательства. Так, согласно со ст.29 Закона от 10.01.2006 № 100-З «О хозяйственных обществах» (в ред. Закона от 15.07.2010 № 168-З, далее – Закон № 100-З) оценка стоимости неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества утверждается его учредителями на учредительном собрании. При этом в соответствии со ст.47 и 63 ГК, ст.29 Закона № 100-З и ст.88 Инвестиционного кодекса (в отношении организаций с иностранными инвестициями) такая оценка подлежит экспертизе и проводится в порядке, установленном законодательством. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд неденежного вклада экспертиза ее достоверности не проводится. При этом ст.35 Закона № 100-З относит утверждение оценки стоимости неденежных вкладов в уставный фонд на основании заключения об оценке и (или) экспертизы достоверности такой оценки к компетенции общего собрания участников хозобщества, а, если это предусмотрено уставом – совета директоров (наблюдательного совета).

Правительству поручено в 6-месячный срок определить порядок ее проведения. Новый документ заменит нынешнее постановление Кабинета Министров от 12.02.1996 N 92.

В заключение замечу, что Указ № 410 вряд ли существенно изменит ситуацию на рынке белорусской оценки. Ведь оценка государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий согласно Указу № 615 проводится государственными организациями, организациями, доля госсобственности в уставном фонде которых составляет более 50%, осуществляющими оценочную деятельность, а также созданными БелТПП организациями. И хотя, проводимая госструктурами в отношении госимущества оценка стоимости переименована Указом № 410 в независимую оценку, влияние государства на ее результат и, соответственно, отношение к нему частных инвесторов, остаются прежними.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях