$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

МЕСТО ЗАСТОЯ ПИВА©

15.04.2014

Рынок опять не оправдал надежд белорусских чиновников. На этот раз виновата пивоваренная отрасль, которая не демонстрирует нужной эффективности и отдачи от вложенных средств. Такая проблема характерна не только для Беларуси. Но если у соседей это дело исключительно частных компаний, то у нас в пиво немалые деньги вложило государство. Поэтому выяснение причин, почему производство популярного напитка оказалось не столь высокодоходным, как ожидалось, стало предметом обсуждения на совещании у Президента страны.

Семь лет назад власти Беларуси решили провести масштабную модернизацию пивзаводов, допустить на белорусский рынок ведущие мировые пивоваренные компании, увеличить выпуск пива под отечественными и международными марками. Но ожидаемых дивидендов бюджету это не принесло. Теперь Президент Александр Лукашенко требует ответа, почему «отечественная пивоваренная отрасль, которая должна быть высокодоходной», на 80% была распродана и приватизирована, а частник не принес ей спасения? Впрочем, госпредприятиям тоже хвастаться нечем.

На модернизацию отрасли за последние годы было потрачено 300 млн. USD, в т.ч. 30 млн. — из бюджета, 160 млн. — собственных средств предприятий, остальное — кредиты, в т.ч. внешние. Завезено импортное высокотехнологичное оборудование, производственные мощности увеличены почти до 70 млн. декалитров в год, «именем революции» была модернизирована сырьевая база. В стране ежегодно заготавливается более 150 тыс. т пивоваренного ячменя, что с лихвой покрывает внутренние потребности. В республике производится 90 сортов пива, в т.ч. 23 — импортозамещающих, а в 2014 г. будет освоено производство еще 7 новых сортов. Но созданные производственные мощности не загружены, а некоторые пивоваренные компании несут убытки. Тем не менее они в 2013 г. принесли казне 173 млн. USD, что почти втрое больше, чем 5 лет назад, доложил заместитель премьер-министра Михаил Русый. При этом на долю ОАО «Криница», ИЗАО «Пивоварни Хайнекен», ОАО «Пивзавод Оливария», ОАО «Лидское пиво» приходится 95% общего объема производства. Беларусь экспортировала в прошлом году 8,2 млн. дал пива (в 17,8 раза больше, чем в 2007-м), а доля экспорта в общем объеме реализации выросла с 1,3% до 20%. Хотя поставки идут в 15 стран, 95% приходится на Россию, Литву и Украину. Если экспорт пива и солода принес республике в 2013 г. около 70 млн. USD, то одновременно было ввезено 14,7 млн. дал пива на 91 млн. USD. Импорт (в основном из России и Украины) занимает 29% отечественного пивного рынка. По словам заместителя премьера, виноваты транснациональные компании, которые вместо производства новых марок пива на принадлежащих им отечественных пивзаводах ввозят их из-за рубежа по более низким ценам. М.Русый видит проблемы отрасли «в организации и неподготовленности менеджмента».

Пена через край

Впрочем, менеджеры, в свою очередь, могли бы обратить внимание чиновников на нереальность навязываемых сверху задач. Действительно, в середине «нулевых» пивной рынок повсеместно рос двузначными темпами, а с 2009 г. ситуация изменилась. Если белорусским пивоварам в 2013 г. удалось, по данным Белстата, нарастить производство на 5,1%, то у соседей положение гораздо хуже. В России выпуск пива сократился на 8,5%, в Украине — на 8%. О спаде говорят почти все крупнейшие компании. Например, объем продаж датской Calsberg Group в целом упал на 7%, в т.ч. в Западной Европе — на 2,6%, а его чистая прибыль сократилась на 2,4% по сравнению с 2012-м.

За последние 5 лет объемы продаж пива в России сократились на 20%, в Украине — на 8%, а средняя загрузка производства пивзаводов, как и у нас, — до 60%. Поэтому компании Efes Rus (бренды Efes, Velkopopovicky Kozel, «Старый мельник», «Золотая бочка» и Redds) и Anheuser-Busch закрыли в России по 2 завода, Sun InBev (марки «Клинское», «Сибирская корона», Stella Artois и др.) — 3. По такому пути пошла и компания Heineken, прекратив производство пива в Речице.

Картина везде одинакова: невозможность загрузить производственные мощности, рост издержек и падение рентабельности. Причины тоже общие: оживлению рынка мешают медленный экономический рост, нормативные ограничения рекламы и режима продаж, налоговая нагрузка. В Беларуси те же факторы привели к сокращению производства пива с 46,9 млн. дал в 2011 г. до 42,2 млн. в 2013-м, хотя реализация выросла с 34,6 до 36,4 млн. дал. Рост продаж связан с импортом, что неудивительно, учитывая темпы роста зарплат в стране. Кстати, по прогнозу Минэкономики, в текущем году спрос на внутреннем рынке должен вырасти с 51,8 до 58,8 млн. дал пива, из которых отечественная продукция — с 42,8 до 46,3 млн., а экспорт возрастет с 6,4 до 7,8 млн. дал, в т.ч. 2/3 — в ближнее зарубежье. А поскольку там свой кризис перепроизводства, то «цена» этой экспансии — снижение рентабельности до 1% против прогнозировавшегося в 2013 г. уровня 12%. Кстати, в самое сложное экономическое положение, как признал премьер-министр Михаил Мясникович, попало ОАО «Криница», на которое приходится 60% экспорта. Правда, в господдержке ему Президент отказал. Но поручение обеспечить положительное сальдо осталось.

ТНК и пиво — море креатива

Другой путь достижения «пивного профицита» — сокращение импорта. Тут у чиновников множество конструктивных идей. Так, председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло считает, что необходимо установить пороговую минимальную цену входа на рынок для импортного пива. У Комитета госконтроля другая идея — ввести предельные минимальные розничные цены на пиво по аналогии с водкой, чтобы не допустить демпинга со стороны международных корпораций. В свою очередь, правительство намерено во II квартале подписать с компаниями договоры, согласно которым импорт будет допускаться только при условии, что его перекроет экспорт. Отказ от принятия таких условий станет равносильным изгнанию с белорусского рынка. Кроме того, импортеров проверят на соблюдение ими требований технического регламента. Заодно власти намерены взять под контроль работу крупных сетевых компаний (благо, со вступлением в силу с 22 июля Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» открываются новые возможности), а также весь пивной рынок. Для этого, по мнению премьер-министра, нужно создать своего рода управляющую компанию, холдинг или ассоциацию, которые бы представляли интересы всех государственных и частных производителей пива. Схожие идеи у председателя Президиума НАН Владимира Гусакова: создать свою мощную пивоваренную компанию, а заодно восстановить госзаказ на покупку сырья, в частности, пивоваренного ячменя. В свою очередь, глава Комитета госконтроля Александр Якобсон предложил запретить реализацию в стране пива в ПЭТ-бутылках емкостью от 1,5 л и выше, загрузить экспортными обязательствами иностранные компании, работающие в Беларуси, обеспечить контроль за оборотом импортного пива.

Участников совещания явно не беспокоит, как подобные протекционистские меры впишутся в рамки антимонопольного законодательства Беларуси и ЕЭП, совместимы ли они с декларируемым свободным перемещением товаров в Едином экономическом пространстве и нормами ВТО, в которое мы все еще собираемся вступать. И если в нынешних условиях поставки из Украины, возможно, сократятся, то с российскими вряд ли удастся сладить административными мерами. Вряд ли кто-то задумывается и о том, есть ли шансы у белорусского экспорта пива, если за рубежом введут аналогичные меры.

Между спросом и акцизом промежуток небольшой

Главная причина спада видится помощнику Президента Кириллу Рудому в отсутствии роста спроса на пиво, доля которого в структуре потребления спиртного слишком мала. Кое-какие успехи тут есть: среднегодовое потребление на душу населения возросло с 45 л в 2007 г. до 51 л в 2013-м. Но в России и Украине оно составляет около 65 л, в Литве — 74, Польше — 93,6, Чехии — 122,8 л. Что до структуры, то традиции предков несколько смягчились: доля водки в пересчете на абсолютный алкоголь медленно сокращается, уступая пиву, виноградным винам и коньяку (см. диаграмму). Разумеется, можно попытаться увеличить спрос путем расширения продаж в общепите, развития малых пивоварен, проведения пивных фестивалей и т.п. Но нет никаких гарантий, что это приведет к замещению водки пивом, а не их совмещению и росту алкоголизации населения. А потому властям придется балансировать между стремлением пополнять бюджет за счет пьянства и борьбой с ним.

Однако стагнация пивоварения вызвана не столько «культурой пития», сколько акцизами, выросшими за последние 2,5 года в Беларуси в 10 раз. Эластичность рынка такого давления не выдерживает ни у нас, ни у соседей: в 2013 г. из-за них пиво в России подорожало на 25%, в Украине — на 11%. Неудивительно, что потребление не только сокращается, но и меняет структуру. Аналитики отмечают тенденцию к расширению низкоценового сегмента. Так что усилия белорусов по освоению среднего сегмента и премиум-класса могут не окупиться.

Теперь КГК предлагает установить дифференцированные ставки акциза на пиво, соотносить их со ставками на крепкие спиртные напитки, чтобы стимулировать производство и потребление пива, улучшить финансовое положение пивзаводов и снизить потребление алкоголя. Отметим, что это не избавит акцизы от роста, предусмотренного обязательствами Беларуси в рамках ЕЭП (в России планируется повышать ежегодно ставки на 100 RUB в 2015–2017 гг.). К тому же такие преференции ударят по производителям водки — а это в основном госпредприятия. Как бы на очередном совещании не пришлось искать пути их спасения.

Но все эти аргументы для власти неубедительны — им нужен результат. Если через год какое-нибудь пивоваренное предприятие окажется низкорентабельным или убыточным, особенно из числа приватизированных, оно будут возвращено в собственность государства — как «Коммунарка» и «Спартак», пригрозил Президент. При этом для них будет создан специальный режим функционирования — при поддержке и защите от импорта. Столь радужные перспективы, разумеется, послужат мощным стимулом для иностранных ТНК — то ли для скоростного наращивания производства, импортозамещения и экспорта, то ли для того, чтобы «отбить» в оставшееся время максимум прибыли и поискать более спокойное место для своих капиталов. Пока же главная хорошая новость с прошедшего совещания — Президент категорически отказал пивоварам в очередной порции господдержки, предложив им самим решать проблемы, которые, по мнению главы государства, являются организационными и субъективными. Стало быть, деньги налогоплательщиков пока не будут тратить на очередные попытки подменить административными фантазиями рыночные реалии.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях