Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6237
EUR:
2.9631
RUB:
3.326
Золото:
155.65
Серебро:
2.01
Платина:
88.4
Палладий:
189.29
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МЕСТО В ПАРКЕ

Машиностроение - крупнейший потребитель информационных технологий в стране, поэтому при создании парка высоких технологий следует ориентироваться и на его потребности...
Машиностроение - крупнейший потребитель информационных технологий в стране, поэтому при создании парка высоких технологий следует ориентироваться и на его потребности.

Задача современных машиностроительных предприятий - быстрое и экономичное создание и вывод на рынок новых машин. Этот процесс сегодня сведен к соревнованию в области освоения и применения компьютерных технологий. Путь повышения мощности вычислительных систем (на базе сети компьютеров) становится все более популярным в мире. В НИРУП "Белавтотракторостроение" создана экспериментальная высокопроизводительная вычислительная система на базе локальной сети с гибкой структурой, адаптируемой под сложность и потребность в вычислительной мощности решаемых задач - сетевой суперкомпьютер "BATS". На нем проводятся виртуальные испытания автомобилей.

Наличие компьютерного центра машиностроительного профиля (КЦМП), оснащенного современными программными и аппаратными средствами, и использование его потенциала - необходимое условие сокращения сроков вывода на мировой рынок конкурентоспособной отечественной техники. И было бы логично включить КЦМП в парк высоких технологий. Это дало бы дополнительную возможность для поставки наукоемких информационных услуг в сферу отечественного машиностроения из единого высококвалифицированного источника и обеспечило бы экономию государственных ресурсов, а в ближайшей перспективе - расширение сферы деятельности КЦМП на российский регион и далее.

Через госпрограммы - к конкурентоспособной технике

В 90-е годы стране пришлось заново создавать научно-технический комплекс, объединивший академическую, вузовскую и заводскую науку, деятельность которого была направлена на научное обеспечение ведущих предприятий машиностроения.

Перелом наступил в 1995г., когда была разработана государственная научно-техническая программа (ГНТП) "Белавтотракторостроение" - одна из первых программ, ориентированных на создание конкретных видов новой конкурентоспособной техники.  Научным обеспечением ее в области фундаментальных исследований стала государственная программа фундаментальных исследований "Механика".

Среди созданной за это время новой техники - 18 автомобилей, 3 автобуса, 8 тракторов, 2 модификации малотоксичных дизельных двигателей, малогабаритный дизель для мотоблоков и мини-тракторов, модернизировано 5 автомобилей и 4 трактора.

Выполнение работ по электронизации автомобильной техники позволило создать оригинальную импортозамещающую антиблокировочную систему (АБС) тормозов для автомобилей и автопоездов, снабженную отсутствующим у конкурентов так называемым черным ящиком, который записывает процессы в тормозной системе в течение 40 секунд, предшествующих остановке; комплексы диагностических и аппаратно-программных средств ("компьютерный полигон") для моделирования, лабораторных испытаний и отладки, позволяющие сократить сроки и стоимость дорожных испытаний тормозных систем; опытные образцы электронных систем управления пневмоподвеской автопоездов, бортовых маршрутных компьютеров для автомобилей и тракторов, систем управления и защиты гидромеханических трансмиссий автомобилей и другие.

Эти разработки отвечают критериям принадлежности к новым и высоким технологиям и легли в основу программы Союзного государства "Создание и освоение производства бортовых электронных систем и комплексов для магистральных автомобилей МАЗ и КАМАЗ".

На постсоветском пространстве белорусскими учеными Академии наук и вузов в союзе с промышленниками разработана техника, объем продаж которой только за 1999-2003 годы составил 409,34 млн. USD. При этом общие затраты на ее разработку равнялись около 67 млн. USD, в том числе из средств республиканского бюджета - 9,43 млн. USD. Отчисления в бюджет в виде налогов за этот период достигли 110 млн. USD, это более чем в 11 раз превышает затраты госбюджета на все разработки по программе с 1996 по 2000 годы. Коэффициент эффективности бюджетного финансирования по состоянию на декабрь 2003 года составил 43,4, значительно превысив этот   показатель по другим научно-техническим программам.

Сокращая разрыв

Конкурентоспособность промышленной продукции сегодня напрямую зависит от уровня информационного обеспечения процессов ее создания, производства, эксплуатации и утилизации. Самостоятельно отечественные предприятия даже при государственной поддержке не смогут в ближайшее время создать научно-технические центры, подобные или близкие по своему материально-техническому оснащению центрам своих конкурентов - мировых производителей аналогичной продукции. (Для справки: крупнейшая американская компания по производству тракторной техники Джон Дир ежегодно выделяет на научные исследования не менее 500 млн. USD.)

Выход на качественно новый уровень научного обеспечения в области автотракторо- и комбайностроения стал возможен благодаря созданию в НИРУП "Белавтотракторостроение" и на промышленных предприятиях, в первую очередь на МАЗе, БелАЗе, МТЗ и Гомсельмаше, компьютерных подразделений по расчету, проектированию и испытаниям мобильных машин.

Роль компьютерного центра машиностроительного  профиля  НИРУП "Белавтотракторостроение" особо значима. КЦМП осуществляет создание, освоение и внедрение в машиностроительной отрасли передовых компьютерных технологий, наиболее наукоемких из них - моделирование машин, дизайн, оценка прочности и ресурса, виртуальные испытания. Технологии КЦМП позволяют в комплексе решать вопросы проектирования начиная от идеи и концепции до заключения об оценке работоспособности и конкурентоспособности машины.

Важным в развитии информационных технологий является наличие высококвалифицированных кадров. При парке высоких технологий планируется создать центр подготовки, в котором студенты вузов смогут проходить своеобразную "доводку" и принимать участие в проектах парка. В КЦМП НИРУП "Белавтотракторостроение" уже ряд лет действует своеобразный инкубатор, где студенты, обучающиеся на ведущих кафедрах БНТУ и других вузов, получают актуальную тематику курсовых и дипломных работ, связанную с выполнением научно-исследовательских работ по созданию образцов новой техники. Наиболее перспективные из них затем распределяются в компьютерный центр и продолжают исследования. Таким образом, по машиностроительному направлению центр подготовки студентов в парке может быть развит на базе такого инкубатора.