$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«Место под солнцем» — по упрощенной схеме?

29.05.2007

Сократить предпринимателям путь согласований при получении земельного участка для реализации инвестиционного проекта предлагает Госкомитет по имуществу. Соответствующий проект указа Президента планирует сегодня рассмотреть Президиум Совмина.

В Комитете, одной из задач которого является вовлечение в оборот неэффективно используемого государственного имущества, считают, что право использования участка земли, на котором располагается продаваемый объект, должно переходить к покупателю-инвестору при покупке этого самого объекта. «Нередко случается, что проблемы с выделением земельного участка начинаются у инвестора уже тогда, когда он купил расположенный на нем объект недвижимости», — рассказала в ходе выездного заседания коллегии Госкомимущества директор Фонда государственного имущества Наталья Жерносек.

Когда дело доходит до земли, оказывается, что планы инвестора и местной власти относительно ее использования не совпадают. Первый, покупая здание, намеревался открыть там казино. Вторые предполагали, что там возникнет некий объект социального назначения. В результате потерянными оказываются время и деньги, а проданный объект так и остается «неэффективно используемым» или неиспользуемым вообще. По мнению Н.Жерносек, о целевом назначении такого участка земли госорганы должны сообщить потенциальному покупателю в первую очередь. Вторым шагом при продаже должно стать формирование земельных участков под заранее определенные цели на момент продажи расположенных на нем зданий. «Это сложно, но это нужно в первую очередь для того, чтобы условия продажи были прозрачными, а инвестору предлагался вполне понятный товар, — считает она. — Все согласования делает организация по землеустройству при оформлении материалов по формированию земельного участка. В результате инвестор получает возможность развивать свой бизнес, бюджет — дополнительные средства, объект — новую жизнь», — обрисовала глава фонда пути поиска консенсуса между продавцом недвижимости и ее покупателем.

Для реализации этого благого намерения, которое поможет государству избавиться от того, что ему не нужно, а бизнесу приобрести то, что ему нужно, Госкомимущество подготовило проект указа Президента. Документ предусматривает вышеизложенный механизм выделения земельных участков «в целях создания благоприятных условий для размещения некоторых объектов».

Правда, как удалось узнать «ЭГ», счастье получить землю по упрощенной схеме будет предоставлено не всем даже в случае одобрения этого проекта правительством и Президентом. Проект предлагает применять ее в отношении объектов, строительство которых «предусмотрено соответствующими государственными программами, утвержденными актами Президента или Совета Министров», а также «для реализации объектов государственной собственности, подлежащих продаже на аукционах». Имеется и территориальное ограничение. Как и многие другие решения, принимаемые в русле курса на развитие регионов, действие документа предлагается не распространять на Минск и областные центры. Еще один немаловажный момент — это то, что формирование земельного участка будет сделано за счет покупателя (счет ему выставят потом, когда он станет победителем аукциона). Во избежание волокиты разработчики предлагают «прописать» в документе и сроки прохождения всех процедур, и необходимые документы. Так, например, договор аренды земли новый собственник объекта, расположенного на ней, должен получить не позднее 15 рабочих дней после утверждения протокола о результатах аукциона, в ходе которого он его приобрел.

Правительство считает, что Госкомимущество недостаточно активно вовлекает в хозяйственный оборот то, что государство-собственник по той или иной причине не использует, сообщил в ходе коллегии глава Госкомимущества Георгий Кузнецов. По его словам, на ближайшие 5 лет перед ведомством поставлена амбициозная задача — вовлечь в оборот все неэффективно используемое имущество, а это немало.

По итогам последней инвентаризации, более 3 с половиной тысяч таких объектов находятся в республиканской собственности, почти 8 тыс. — в коммунальной. Еще имеется более 8 тыс. недостроенных зданий и сооружений. Найти всему этому хозяйству эффективного собственника — непростая задача, утверждают специалисты Госкомимущества.

Что интересно, предприниматели озабочены поиском «крыши над головой» или «места под солнцем» отнюдь не меньше, чем Госкомимущество желанием продать ненужные государству метры и площади. Однако, как рассказали специалисты Брестского областного территориального фонда госимущества, на базе которого проходила коллегия и который считается передовым в деле повышения эффективности использования имущества, очень часто бывает, что спроса на выставленный на продажу объект нет. Одна из причин — дорого.

Разрешение продавать отдельные объекты за 1 базовую величину (Указ Президента от 27.02.2007 № 108) пока не сильно повлияло на ситуацию. Чиновники боятся принять решение о такой сделке — давит груз ответственности. За госсобственностью у нас строгий контроль. Вдруг потом придет контролер и скажет, что не было оснований продавать это здание за такую символическую плату?

Да и предприятия-собственники избавляться от неэффективно используемого имущества не торопятся. Процедура подготовки к продаже так же непроста, как и процедура покупки. По совершенно незначительному объекту стоимостью 6 млн. Br она может занять 6 месяцев и стоить половину той суммы, в которую оценен объект, прозвучало в ходе заседания. Когда «товар» «застревает», для его повторного выставления на продажу опять требуются деньги (в приводимом примере еще 2 млн. Br). «Зачем предприятию такая продажа?» — задают специалисты риторический вопрос.

Очевидно, что рассматриваемая проблема, как и многие другие в нашей стране, упирается в избыточное количество административных барьеров. Не случайно эта проблема была поднята на самом высоком государственном уровне и «на свет» появилась рабочая группа по упрощению административных процедур, возглавляемая вице-премьером Андреем Кобяковым. К решению проблемы привлекли «широкую общественность» в лице предпринимательских объединений. Может, продать и купить после окончания ее деятельности станет легче?

Валентина ВЕШТОРТ, Минск-Брест


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях